Не всё коту Масленица. Спокойные, стабильные и предсказуемые времена закончились. На смену им пришли времена не спокойные, не стабильные и уж совсем не предсказуемые.
Комментарии экономистов и аналитиков ставят в тупик. Новости в СМИ вводят в ступор. Настроения в обществе колеблются от хладнокровия до откровенной паники. Но никакие проблемы глобального масштаба не идут в сравнение с тревогой о личной стабильности и предсказуемости. А так как в основе этих ценностей лежит наша работа (зарплаты, премии, бонусы и есть источники благополучия большинства из нас), то тревоги, связанные с ситуацией на рынке труда, и объяснимы, и понятны.
Особенно незавидное положение у руководителей фирм и компаний, которые искренне стремятся пережить сложные времена, сохранив свой бизнес. В новых экономических условиях и правила «бизнес-игры» другие. Как показывает опыт, кто первым выучит эти правила и применит их на деле, тот и выиграет.
Симптомы кризиса очевидны: новые проекты закрываются, вакансии замораживаются, а на смену им приходят такие понятия, как «оптимизация кадров» (оно же – увольнение, оно же – сокращение), «оптимизация затрат», «экономия средств» и «сокращение бюджета». И если с оптимизацией кадров всё более-менее ясно, то последние три определения, несомненно, нуждаются в пояснении.
В чём разница?
На первый взгляд кажется, что слова «экономия средств», «сокращение бюджета» и «оптимизация затрат» имеют один и тот же смысл. В действительности разница между этими понятиями довольно существенная. Выражается она в подходе к работе с издержками компании.
Так, сокращение бюджета используется для достижения быстрого результата в ситуации дефицита ликвидности фирмы. Иначе говоря, под это понятие попадает всё, от чего можно отказаться без явных потерь для компании. Наиболее яркими примерами сокращения бюджета являются отмена новогодних корпоративов, перевод сотрудников на режим сокращенной трудовой недели (дня), предоставление неоплачиваемых отпусков, сокращение маркетинговых бюджетов.
Оптимизация затрат – системная работа и более долгий процесс, требующий проведения всестороннего анализа деятельности фирмы, всей цепочки создания ценностей, определения узких мест и чёрных дыр. При этом необходимо не только терпение, но и умение взглянуть на ситуацию под другим углом зрения, с других позиций и с определённой целью – сократить всё, что только можно, чтобы сохранить жизнедеятельность компании. Зато в конечном счёте эта работа принесёт существенный эффект и защитит фирму от неблагоприятных внешних воздействий.
Что же касается экономии средств, то это понятие в бизнесе подразумевает то же самое, что и в приватной жизни, например смену престижных марок товаров на более скромные или пересмотр, а то и полный отказ от ряда услуг, которые раньше выполняли так называемые специально обученные люди, а в данный момент вполне смогут выполнить и рядовые служащие. К слову сказать, офисные сотрудники, которые еще пару месяцев назад оскорбились бы, получив предложение совместить основную работу с параллельной, менее «благородной», сейчас с готовностью берутся за неё, справедливо рассудив, что «экономия средств» посредством дополнительной нагрузки куда лучше, нежели «оптимизация кадров» с абсолютно сумеречными перспективами.
Чтоб никто и не подумал, чтоб никто и не заметил
Существуют ли такие статьи расходов, отмена которых никак не отразится на результатах бизнеса? Конечно, существуют. В каждой компании есть некий «жирок», до которого
во времена относительного благоденствия не доходили руки или к нему относились, как к некой данности. Для небольших фирм это не столь характерно, но многие крупные и средние компании этим грешат. Финансовый кризис - очень удобный момент времени, чтобы изучить расходы по всей цепочке ценностей с точки зрения их полезности. В частности, можно пересмотреть политику фирмы в плане проведения корпоративных мероприятий (например, провести новогоднюю вечеринку не в пафосных ресторанах, а выбрать более демократичное место), компенсаций высокооплачиваемым сотрудникам обедов, оплаты мобильных телефонов и некоторых иных расходов. Эти меры позволят сэкономить немалые суммы (особенно если компания большая и топовых специалистов в ней, соответственно, не мало), а на бизнесе неоплаченные обеды никак не скажутся. Разве что настроение персонала ухудшится, но и этот момент можно обыграть, к примеру объявить, что меры по грамотному использованию «жирка» рассматриваются не иначе как тест сотрудников на лояльность к компании в тяжёлые времена.
Один на всех!
Кризисы в России уже случались, и не раз. Тем не менее это были кризисы локальные, произошедшие внутри страны, причина которых крылась скорее в политических, нежели экономических проблемах. Кризис-2008 – совсем другая история. Он носит глобальный, мировой характер, и от того проблемы приобретают невиданные масштабы, а самое печальное – абсолютно непонятную перспективу развития событий.
Что же касается бизнеса, то, несмотря на опыт прошлых сложных времён, с кризисом подобного масштаба абсолютно все игроки рынка столкнулись впервые, и пути выхода из сложившейся ситуации каждый ищет по-своему. И всё же в основе поиска лежат стандартные решения, прописанные в учебниках по менеджменту. А именно:
1. Стимулирование инновационных идей, направленных на реорганизацию бизнес-процессов, снижение их стоимости, а также поиск дополнительных источников доходов.
2. Уделение ещё большего внимания контроллингу (как оперативному, так и стратегическому).
3. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью (постоянный мониторинг, работа с клиентами по просроченной задолженности, проверка контрагентов и т.д.).
4. Пересмотр инвестиционного портфеля.
5. Проведение функционально-стоимостного анализа с целью исследования функций объектов управления, направленного на минимизацию затрат во всех сферах деятельности компании (проектирование, производство, логистика, торговля, административное управление) при сохранении (повышении) его качества и полезности. Использование всех доступных и легальных способов для сокращения непроизводительных расходов.
Безусловно, помимо этих общепринятых антикризисных шагов, каждая компания будет изобретать свои рецепты по спасению ситуации. В таком случае эксперты советуют разрабатывать план оптимизации расходов, исходя из стратегических перспектив фирмы. «Даже если отдача от тех или иных расходов в текущий момент может быть неочевидной, от них нельзя отказываться, если есть гарантия, что именно эти расходы являются заделом для будущих доходов., - рассказывает начальник финансово-экономического управления одного из подразделений компании «Комус» Кристина Добыш. - Второй момент заключается в том, чтобы все инициативы по сокращению затрат, исходящие из различных служб компании, были согласованы между собой. Не менее важно и то, чтобы ответственность за достижение конкретных результатов внедрения данных инициатив была распределена между отдельными руководителями, а не сконцентрирована на каком-то одном сотруднике, как бы ни называлась его должность и какой бы статус в компании он ни имел».
И всё же экономить надо с умом. Например, сокращать расходы, напрямую связанные с обеспечением производственного процесса и реализацией продукции, точно не стоит. Ну и, конечно же, следует соблюдать все требования Трудового и Налогового кодексов. Кризис кризисом, а ответствености работодателя перед подчинёнными никто не отменял.
Сколько платит скупой
Зачастую компании с целью снижения издержек проводят политику тотального сокращения затрат. По мнению экспертов, это решение является наихудшим, так как в результате подобной политики сокращению подлежат все работы независимо от их полезности. При общем сокращении может снизиться уровень выполнения основных работ, что неизбежно приведёт к ухудшению качества продукции и снижению производительности деятельности предприятия. Падение производительности, в свою очередь, вызовет очередную волну сокращений, что вновь приведёт к снижению эффективности работы. Попытки выйти из этого замкнутого круга рано или поздно заставят предприятие поднять издержки выше первоначального уровня. Таким образом, поговорка о скупом, который платит дважды, проявляет свою состоятельность не только на бытовом, но и на финансово-экономическом уровне.
ВРЕЗ
Классификация затрат компании
Направления управленческого учёта
Классификационные признаки и группы затрат
Процесс принятия управленческих решений
Явные и альтернативные, релевантные и нерелевантные, эффективные и неэффективные
Процесс прогнозирования
Краткосрочные и долгосрочные
Процесс планирования
Планируемые и непланируемые
Процесс нормирования
Стандарты, нормы и нормативы и отклонение от них
Процесс организации
По местам и сферам возникновения, функциям деятельности и центрам затрат
Процесс учета
Одноэлементные и комплексные, по статьям калькуляции и экономическим элементам, постоянные и переменные, основные и накладные, прямые и косвенные, текущие и единовременные
Процесс контроля
Контролируемые и неконтролируемые
Процесс регулирования
Регулируемые и нерегулируемые
Процесс стимулирования
Обязательные и поощрительные
Процесс анализа
Фактические; прогнозные, плановые; сметные; стандартные; общие и структурные; полные и частичные
Журнал Office Magazine, специально для ИА «Клерк.ру»