Филип Модиано
Сейчас о выходе на IPO говорит чуть ли не каждая мало-мальски известная российская компания. Однако все ли готовы к этому серьезному шагу? На наш взгляд, поспешность в этом процессе грозит потерями нынешним и будущим акционерам. А в масштабе страны может нанести серьезный урон репутации всего фондового рынка и привести к потере доверия инвесторов в долгосрочной перспективе ко всем российским активам.
Российские компании не уделяют должного внимания фундаментальным принципам подготовки к выходу на фондовый рынок. Они просто выполняют официальные требования в минимальном объеме. Более того, инвестиционные банкиры, готовящие размещение, поощряют своих клиентов лишь к косметическим изменениям: им важно получить свой гонорар, и поэтому они не заинтересованы в реальных изменениях, требующих длительной внутренней работы.
Существует много стандартов и правил, описывающих принципы эффективного корпоративного управления, но какими бы ни были стандарты, изменение системы управления не может быть сведено к выполнению требований по списку. Нельзя формально заполнить чек-лист с требованиями и считать, что тем самым изменили модель управления.
В некоторых случаях можно достаточно быстро создать видимость готовности компании к публичности, но здесь имеется потенциальная опасность. Приведем лишь два примера.
Во-первых, при подготовке к IPO в компаниях появляется соответствующая международным стандартам система внутреннего аудита. Но выявить проблемы она может лишь через какое-то время (от года до трех). Соответственно, когда это произойдет, цена акций уже ставшей публичной компании может упасть.
Второй пример негативного эффекта поспешного вывода компании на IPO — неслаженная работа совета директоров, в котором обязательно должны появиться независимые члены. Однако привлечение незнакомых менеджеров, представителей других стран и культур, в недавно созданный орган сопряжено с большим риском. Насколько созданный впопыхах совет будет эффективен — совершенно непонятно. А отсутствие эффективного совета директоров разрушает ценность компании для акционеров. Избежать этих проблем может помочь только время. Не верьте, что можно подготовить компанию к выходу на IPO всего за полгода.
Часто собственники российских компаний не хотят реформировать модель управления в соответствии с требованиями публичной компании по одной простой причине. Они совершенно справедливо полагают, что это ограничит их власть, а она у каждого первого — абсолютная. Но было бы заблуждением полагать, что новая модель управления противоречит их интересам. Она ограничивает злоупотребление властью, за что ратуют собственники всех успешных компаний; кроме того, она создает структуры, позволяющие активизировать исполнительные функции и добиваться результатов.
Зачастую традиционные собственники не хотят зависеть от независимого совета директоров и разделять функции исполнительного директора и председателя совета директоров. Такое тоже возможно, что доказывают примеры западных публичных компаний, управляемых одним исполнительным менеджером. Но в этом случае менеджер должен обладать поддержкой всех акционеров и должны существовать ясные механизмы учета их интересов.
Во время подготовки к размещению на первых этапах пристальное внимание уделяется стратегии и организации. Иногда кажется, что достаточно провести поверхностную работу, показать инвесторам красивые слайды и “покончить с этим”. Но как только поверхностность разработок вскроется, стоимость акций неизбежно пойдет вниз, что больно ударит по собственникам. Единственный способ избежать этих рисков — разработать ясную долгосрочную стратегию и внедрить эффективную организационную структуру, способную обеспечить рост.
Не лишним перед IPO будет прислушиваться к сторонним голосам — аналитикам, которые тоже не даром свой хлеб едят. Их мнения чего-нибудь да стоят. И самый простой способ на них реагировать — не реагировать вовсе — будет и самым неправильным. Это тоже сигнал, и, поскольку в большинстве случаев подобные наблюдения остаются невысказанными, компании узнают о проблемах только тогда, когда котировки их акций оказываются ниже запланированных. Часто говорят: “Не волнуйтесь, лучше начать с более низких котировок и в дальнейшем добиться их постепенного роста”, но окажется, что и позднее цена на акции так и не поднимется.
Возможно, не всем понравится призыв к осторожности, когда дело касается выхода на фондовый рынок, но действительно существует опасность, которую собственники склонны недооценивать. В результате поспешного, не до конца подготовленного размещения может быть нанесен ущерб репутации российских компаний в целом, что затруднит размещение в будущем всем игрокам. К сожалению, слишком много сторон заинтересованы в скорейшем выходе. Рынок готов, на акции российских компаний имеется большой спрос со стороны иностранных инвесторов. Но после IPO жизнь компаний не кончается, и за излишнюю поспешность может быть заплачена слишком высокая цена.
Автор — партнер консалтинговой компании “Стратегика”