Ирина Кузьменко
Компании, работающие на условиях отсрочки платежа, всегда испытывают нехватку оборотных средств. Залатать дыру в бюджете такие компании могут с помощью заемных средств. Все большее количество банков предлагают бизнесу услуги факторинга — кредитования в обмен на долги дебиторов. Сейчас этот рынок в России оценивается в $3–3,5 млрд и растет по 40–150% в год. По мнению банкиров, следующие два года станут пиком в развитии факторинговых услуг.
Факторинг (от англ. factor — посредник) переводится как «переуступка прав денежного требования», при котор клиент переуступает дебиторскую задолженность другой компании для получения большей части платежа. Поставщикам этот инструмент помогает избежать вывода из оборота части средств, при котором возникает риск невыполнения обязательств перед клиентами.
Переуступка прав денежного требования банку решает эту проблемы: факторинг подразумевает незамедлительную выплату клиенту большей части задержанного дебитором платежа. Образно говоря, компания продает банку долг, который она может тут же пустить в оборот.
В западных странах услуги факторинга предоставляют специализированные компании, в России их функции выполняют банки. По их мнению, рынок факторинга в России сейчас стремительно развивается. Так считает специалист отдела факторинга АМИ-банка Тея Кекелия. «Я думаю, что 2006–2007 годы станут пиком развития для этого продукта»,— говорит она. По ее прогнозам, в следующем году рынок вырастет по меньшей мере на 50%.
По оценке начальника управления по работе с крупными корпоративными клиентами Инвестсбербанка Кирилла Ефремова, объем рынка на сегодняшний день составляет примерно $3–3,5 млрд. «Темпы роста этого рынка очень высокие, По разным прогнозам, прирост рынка составляет от 40% до 150% в год»,— рассказывает банкир. По его подсчетам, к 2008 году объем рынка вырастет в три раза и составит около $10 млрд.
Впрочем, несмотря на быстрое развитие, рынок факторинга в России еще не сложился, считают банкиры. Основными игроками на нем сейчас являются факторинговая компания «НИКойл» (единственная в России специализированная компания), Промсвязьбанк, банк «Петрокоммерц», НОМОС-банк, АМИ-банк и некоторые другие.
Из-за того что рынок еще окончательно не сформировался, ставки на факторинговые услуги сильно варьируются. «Поскольку рынок факторинга пока не сложился, ставки на нем составляют 20–28% в зависимости от банка»,— говорит Тея Кекелия из АМИ-банка. Высокие ставки привлекают банкиров. Ефремов из Инвестсбербанка называет это направление бизнеса «симпатичным»— оно интересно тем, что позволяет банку использовать краткосрочные кредитные ресурсы и при этом обеспечивать достаточно высокую доходность.
Основными клиентами банков по факторингу являются оптовые поставщики, особенно высоколиквидных товаров: продуктов питания, алкоголя, косметики, бытовой техники и других потребительских товаров. «С факторингом, например, работают все компании, которые поставляют продукты питания в крупные сетевые супермаркеты вроде „Седьмого континента” и „Рамстора”,— говорит Кекелия.— Такие поставщики — наши основные клиенты».
Операция по получению денег проста— если у компаниипоставщика есть договор о предоставлении факторинговых услуг, то ей достаточно принести в банк накладные и счетафактуры на отгруженную продукцию. При этом банк в тот же или на следующий день переводит на счет компании от 60% до 90% от выставленного счета.
Процент финансирования напрямую зависит от платежной дисциплины покупателя. «При финансировании по факторингу компания-поставщик имеет возможность свести кассовые разрывы до минимума, оперативно пополнив недостаток оборотных средств путем представления в банк товарораспорядительных документов»,— говорит начальник управления факторинговых операций НОМОС-банка Артур Немцев.
По его словам, банк сразу выплачивает компании-поставщику до 90% от суммы накладной. Фирма запускает эти средства в свой хозяйственный оборот и не беспокоится о необходимости возврата средств к определенной дате, как при кредитовании. Погашение финансирования происходит из платежей покупателей на специальный факторинговый счет клиента в банке в течение времени отсрочки.
Факторинговые услуги включают в себя не только финансовую операцию, при которой клиент переуступает дебиторскую задолженность банку, но и работу с дебитором, переведенным на факторинговое обслуживание. Выполнение обязательств дебиторами после переуступки задолженности фактору отслеживает уже не клиент, а банк.
При этом по Гражданскому кодексу поставщик обязан уведомить дебитора о том, что поставщик переуступил его долг компании-фактору. На практике компании либо изначально включают в договор с клиентом пункт о том, что денежные требования могут быть переуступлены факторинговой компании, либо, после того как решение о переходе на факторинговое финансирование будет принято, заключают с клиентами специальные дополнительные договоры.
На практике банки применяют два вида факторинга: регрессный и безрегрессный. Если банк берет риски возврата платежа на себя, факторинг называется безрегрессным. В России чаще всего применяется регрессный факторинг, то есть риски непогашения платежа ложатся на клиента банка. Поскольку конкуренция на этом рынке не очень велика, то банки пока могут позволить себе не перекладывать на свои плечи «головную боль» клиентов.
Банк, не получив денег с дебитора, имеет право через определенное время (обычно это один месяц) потребовать деньги со своего клиента. Если платеж приходит в срок, банк переводит на счет клиента оставшуюся часть платежа за вычетом своей комиссии.
Отсутствие залогового обеспечения при факторинге, в отличие от классического кредитования, требует от банков четкой системы управления рисками. «У всех банков она одинакова, однако каждый банк сам для себя решает, какие элементы ему вносить в эту систему и какие из них существенны»,— рассказывает Немцев из НОМОС-банка. Кроме того, по словам банкира, у факторингового подразделения банка должна быть своя служба кредитного контроля, следящая за соблюдением лимитов, платежной дисциплины покупателей и проверяющая надежность и добропорядочность клиентов и их дебиторов.
«Это дает компании-заемщику больше уверенности в том, что контроль за состоянием дебиторской задолженности, переуступленной банкуфактору, осуществляется постоянно,должным образом и на профессиональном уровне»,— говорит Немцев. Всю информацию о текущем состоянии своей дебиторской задолженности клиент может анализировать, получая от банка подробные, регулярные отчеты.
Банки, предлагающие услуги факторинга, предъявляют к клиентам высокие требования.
Например, НОМОС-банк готов работать с клиентом по факторингу, если компания является российской, осуществляет регулярные поставки не менее чем десяти покупателям, поставки осуществляются на условиях отсрочки платежа, срок которой не превышает 90 календарных дней. При этом оплата поставок производится только путем безналичного перевода, а минимальный оборот отсроченных платежей составляет не менее 1 млн руб. в месяц.
Подобные правила, диктуемые спецификой рынка, действуют и у других банков. Из-за этого доступ к факторингу для малого бизнеса фактически закрыт. «Малый бизнес и хотел бы пользоваться факторингом, но банки ставят такие условия, при которых малый бизнес не может включиться в процесс»,— говорит Кекелия из АМИ-банка.
Кроме того, для небольших компаний факторинг является слишком дорогим удовольствием. Стоимость факторинговых услуг складывается из двух составляющих. Во-первых, это те проценты, которые клиенты платят за финансовый ресурс.
Они составляют примерно 15–22% годовых в рублях. Вовторых, это собственно факторинговая комиссия, которая может достигать 5% в зависимости от отсрочки платежа и переданных на обслуживание дебиторов клиента. Чем больше у компании дебиторов и чем меньше срок отсрочки, тем ниже комиссия банка.
Не только компании, но и сами банки не всегда могут работать с факторингом. «Многие банки берутся за это направление, но, увы, до реальных сделок дело не доводят»,— рассказывает Ефремов из Инвестсбербанка. По его словам, причина неудач кроется в трудоемком процессе согласования в крупных российских банках и невозможности быстро внедрить услугу. Кекелия из АМИ-банка говорит, что факторинг более прибыльный, но банкиры этого еще не поняли — чтобы факторинг не конкурировал с кредитованием, они закрывают факторинговые подразделения.
Впрочем, несмотря на все трудности, банкиры предсказывают появление в ближайшее время все большего количества банков, предлагающих эту услугу в Москве и в регионах. «Факторинг с каждым годом становится все более известным инструментом на рынке»,— говорит Немцев. По его словам, для западных стран факторинг вполне привычен, а для России он хотя уже не является экзотическим, но и пока не столь популярен, как, скажем, вексель. Немцев считает, что с каждым годом все больше компаний обращают внимание на факторинг и, что самое главное, рассматривают его как один из ключевых элементов своего бизнеса. «В ближайшие два-три года при тех темпах, которыми он сейчас развивается, я убежден, факторинг станет привычным, простым и доступным продуктом для большинства российских поставщиков»,— говорит эксперт из НОМОС-банка.
С ним согласен Кекелия: «В перспективе у нас, как и в западных странах, будут создаваться факторинговые компании, которые будут специализироваться только на этом продукте».