Мария Селиванова
Алексей Савкин
Государство рьяно взялось за воспитание российских налогоплательщиков. Суровость наказания не всегда соответствует серьезности преступления, а иногда вызывает недоумение избирательным подходом к нарушителям. Несмотря на то что строгость санкций за налоговые преступления в России и других государствах вполне сопоставима, в нашей стране преследование за неуплату налогов имеет ряд особенностей. По словам экспертов, обвинения в неуплате часто сопровождаются обвинениями в хищении средств из бюджета и отмывании денег, что ужесточает наказание.
Зарубежный опыт
В последние несколько лет российские власти внесли ряд поправок в законодательство, ужесточающих наказание за налоговые правонарушения. К примеру, полтора года назад было отменено деятельное раскаяние, которое позволяло недобросовестным налогоплательщикам избежать уголовного преследования при условии уплаты налоговых долгов и сотрудничества со следствием.
Между тем российское законодательство, касающееся наказаний за налоговые правонарушения, по мнению экспертов, вполне соответствует законодательству других стран. За неуплату налогов в казну, например, 198-я и 199-я статьи Уголовного кодекса (УК) предусматривают лишение свободы на срок до семи лет при наличии отягчающих обстоятельств. К ним относится неуплата налогов в крупном (от 1000 МРОТ, то есть от 100 тыс. руб.) или особо крупном (от 5000 МРОТ) размере. Также отягчающими обстоятельствами признаны неоднократность нарушения и совершение правонарушения группой лиц по предварительному сговору.
«И это вполне оправдано,- говорит управляющий партнер юридической компании „Добронравов и партнеры” Юрий Добронравов.- Государство тем самым показывает гражданам, что нарушение тех или иных запретов может очень плохо кончиться. Иначе мог бы возникнуть соблазн рассматривать налоговые нарушения как обычные бизнес-риски».
Россия - не единственная страна, в которой за экономические правонарушения можно оказаться за решеткой. В других странах также предусмотрена норма, которая позволяет привлечь к уголовной ответственности за экономические преступления (см. таблицу).
Значительно более суровое наказание - лишение свободы на срок до десяти лет - грозит недобросовестным налогоплательщикам в Канаде, Болгарии, Франции, на Украине и в Германии. Правда, в Канаде такой срок ожидает руководителей компании, если размер неуплаченных сумм будет признан судом крупным, а во Франции и на Украине этот срок придется отбывать всем нарушителям, совершившим налоговое преступление повторно. Законодательство Германии и Болгарии более избирательно: в тюрьму можно сесть, если в суде будет доказано, что для укрывания налогов использовались навыки профессионала-бухгалтера или эксперта по налогообложению.
Между тем жителям Китая все вышеназванные санкции могут показаться «детским лепетом». Китай - это единственная страна, где наказания за налоговые преступления особо жестокие: за «получение обманным путем государственного налога», например за незаконное требование возврата НДС в крупном размере, можно получить пожизненное заключение или даже расстаться с жизнью.
Российские особенности
В России, как и в других странах, наказание за неуплату налогов не зависит от размера компании: степень наказания зависит лишь от размера неуплаченных налогов. Между тем у нас есть некоторые особенности. Например, наша страна чуть ли не единственная, в которой по налоговым преступлениям не действует презумпция невиновности: предпринимателям приходится самим доказывать свою невиновность, в то время как по другим преступлениям доказательством вины заняты следственные органы .
Впрочем, партнер компании «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин отмечает, что эта практика начинает распространяться и в других странах. Например, в Германии есть случаи, когда налоговики пытаются квалифицировать продажу акций предприятия как продажу его имущества (при этом продавцу и покупателю выставляются более высокие налоговые требования) и предприниматели вынуждены доказывать налоговым органам в судах их неправоту. По словам Тутыхина, правомочность подобных маневров налоговиков не определена в законах. Но тем не менее фискалы и в Европе, и особенно в США все чаще позволяют себе такие действия. Это очевидное свидетельство того, что налоговое законодательство во всем мире постепенно ужесточается.
Анализируя строгость наказания за налоговые преступления, эксперты рекомендуют обращать внимание не столько на размер штрафов и сроков, сколько на неотвратимость санкций. Сейчас же неплательщики просто не верят в неизбежность взысканий. «В том числе и по этой причине ужесточать наказания не имеет смысла»,- в один голос говорят эксперты.
Но если государство все же обратило внимание на нарушения компании, то попытка защититься от него становится почти нереальной. « В России специфика налоговых дел заключается в том, что правоохранительные органы пытаются уйти от налогового состава правонарушения, обвиняя компанию в мошенничестве, подделке документов, хищении из бюджета, лжепредпринимательстве ,- объясняет Валерий Тутыхин.- Наказания по таким преступлениям значительно жестче». По его словам, очень часто, обвиняя компанию в «мошенничестве», правоохранительные органы стремятся подвести ее под статью об отмывании денег. Этот ход позволяет привлечь к сотрудничеству международные организации, опираться на помощь международных конвенций, получать информацию об иностранных счетах организации, имуществе в офшорах. «Статья об отмывании - магическая статья - не распространяется на налоговые и валютные правонарушения, а на мошенничество - распространяется,- пояснил Тутыхин.- Поэтому в России создают практику, при которой в обвинении имеется какой-то общеэкономический состав, чтобы к нему „довесить” отмывание».
ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ
«Все налогоплательщики являются потенциальными правонарушителями»
Эксперты «Бизнеса» высказали свою точку зрения о степени строгости наказания за нарушение налогового законодательства и предложили свой вариант поправок в НК
Эдуард Кучеров, руководитель департамента налогов и права компании «Бейкер Тилли Русаудит»:
- Мне кажется, что штрафные санкции, которые исчисляются в процентах от суммы неуплаченного налога, вполне справедливы. А вот фиксированные штрафы должны взиматься дифференцированно. Ведь крупной фирме несложно заплатить 5 тыс. или 15 тыс. руб. А штраф в $500 может обернуться для маленькой торговой компании крупными неприятностями.
Но самой дискриминационной, на мой взгляд, можно считать статью 119 НК, которая устанавливает штраф за непредставление налоговой декларации в размере 5% от суммы налога, указанного в этой декларации. Дело в том, что сумма штрафа может достигать суммы налога, который надо было перечислить по декларации. Думаю, что это слишком жесткое наказание. Мне кажется, надо установить фиксированный штраф по этому нарушению.
Между тем уголовное наказание за налоговые нарушения мне кажется вполне справедливым. Ведь экономические преступления могут иметь очень печальные для всего общества последствия.
Сергей Шаповалов, генеральный директор компании «Налоговая помощь»:
- На мой взгляд, слишком жестким и запутанным можно считать пункт 2 статьи 119 НК. В этой статье надо менять систему наказаний. Как минимум надо ограничить максимальную сумму штрафа (скажем, 30%). Тем более что налоговые органы своим бездействием (статья 76 НК РФ позволяет им принуждать налогоплательщиков к сдаче деклараций) тоже отчасти виновны в несвоевременном представлении налогоплательщиком декларации.
Несправедливым мне кажется наказание, установленное в пункте 2 статьи 126 НК, за «непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля». Надо ввести дифференциацию наказаний в зависимости от тяжести нарушения. Кто-то не направил один документ в налоговую, а кто-то тысячу. Но штраф один и тот же - 5 тыс. руб. Для одного документа это слишком много, а для тех, кто не предоставил тысячу, такой штраф в самый раз. Отсутствие такой дифференциации тем более странно, что для похожего правонарушения из пункта 1 статьи 126 НК она предусмотрена.
Статью 122, в которой сказано, что «неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм», можно, по-моему, вообще отменить. Ведь за эти нарушения взимаются пени. Или, по крайней мере, снизить штрафной процент.
Сергей Алдохин, начальник отдела налогового консалтинга ООО «Компания Брокеркредитсервис»:
- Если вспомнить систему налоговых штрафов, существовавшую до принятия Налогового кодекса, то сейчас они, по сравнению с 90-ми годами, снижены в несколько раз. Например, ранее в случае обнаружения неучтенной прибыли в доход бюджета изымалась вся заниженная прибыль и 100% штрафа от заниженной прибыли. Сейчас же взимается сумма заниженного налога и штраф в 20% от суммы заниженного налога. К примеру, при занижении прибыли на 100 руб. раньше налоговики требовали заплатить 200 руб., сейчас - всего 128 руб. Поэтому говорить о том, что сейчас в НК чрезмерно высокие штрафные санкции, я бы не стал.
Если в целом оценивать соразмерность предусмотренных наказаний нарушениям, то в принципе они вполне соизмеримы. Кроме того, существуют и широко используются возможности по снижению этих санкций: возможность уменьшения наказания прописана в НК.
Сергей Беляков, зампред налогового комитета РСПП:
- Прежде всего необходимо отметить, что ответственность за нарушение налогового законодательства предусмотрена не только в Налоговом кодексе, но и в Административном и Уголовном.
Однако санкции за налоговые правонарушения (не преступления) содержатся именно в НК . Размер штрафа зависит от тяжести допущенного нарушения. На мой взгляд, очень хорошо, что размер денежного взыскания зависит от вины налогоплательщика и за неосторожные нарушения предполагается более мягкое наказание.
Главное - повысить качество администрирования для выявления нарушений, а не создания условий, когда нарушителями формально являются все.
Практически не существует выездных проверок, которые бы не заканчивались выставлением требований о взыскании штрафных санкций. Таким образом, все налогоплательщики являются потенциальными правонарушителями, что само по себе абсурдно. Это свидетельствует о низком качестве налогового законодательства, неясности и неопределенности норм, содержащихся в нем.
Юрий Добронравов, управляющий партнер юридической компании «Добронравов и партнеры»:
- В целом я считаю, что наказания, установленные в Налоговом кодексе, достаточно жесткие. Безусловно, наказание за нарушение должно быть таким, чтобы налогоплательщику не хотелось нарушать закон. Поэтому за умышленные нарушения НК штрафные санкции в целом вполне справедливые.
Но, по моему мнению, ни в коем случае нельзя начислять штрафы и пени за нарушения, которые были допущены потому, что высшие судебные органы в своих решениях истолковали какую-нибудь норму НК так, что это приводит к ухудшению положения налогоплательщиков. Иногда фискалы выставляют штраф по прошлым налоговым периодам по сделкам, которые ранее и налогоплательщиком, и налоговыми органами считались законными.
А в идеале вообще нужно ввести в НК норму, согласно которой не только законодательные акты, ухудшающие положение налогоплательщиков, но и аналогичные указания высших судебных органов не должны иметь обратной силы.