В то время как в России руководители всячески стремятся подчеркнуть собственное превосходство, на Западе некоторые крупные бизнесмены отказываются от своих кабинетов и пересаживаются поближе к сотрудникам, желая продемонстрировать демократичность. И то и другое поведение трактуется профессиональными психологами неоднозначно: неизвестно, что опаснее для бизнеса и для вашего самочувствия.
Если вы непритязательны, как Джо Мансуэто ( Joe Mansueto ), глава рейтинговой компании Morningstar , то, возможно, вам нравится отсутствие личного кабинета. «Я получаю удовольствие, сидя рядом с обычными сотрудниками и не отгораживаясь от них»,- говорит господин Мансуэто. Как воспринимают его соседство сотрудники? «На самом деле я никогда не думал об этом с их позиций, плюс это или минус - соседство со мной. Надеюсь, что все-таки плюс».
На нервах
Действия управляющих соперничают даже с установками топ-менеджеров, работающих по принципу «мы здесь все вместе». Такое решение управляющих делает их более доступными, хотя немногие сотрудники этим пользуются. Работа рядом даже с самым снисходительным боссом создает ряд затруднений и повышает внутреннюю нервозность.
Между тем традиция слишком близкого соседства топ-менеджеров и рядовых сотрудников длится уже больше века и наблюдается в различных областях бизнеса. У известного банкира Моргана ( J . P . Morgan ) хотя и был отдельный кабинет, но свой стол он расположил на торговой площадке. «Я готов поклясться, что это началось на рассвете промышленной революции, когда создавались мастерские и владелец сидел вместе со всеми, подгоняя работников»,- утверждает Сидни Финкельштейн ( Sydney Finkelstein ), профессор ведущей бизнес-школы Tuck School of Business в Дартмуте.
Интересно другое: как средство по усилению контроля над сотрудниками превратилось в способ укрепления товарищества? Профессор Финкельштейн рассказывает о том, что в 1920-х годах бизнесмены задумались, как улучшить моральное самочувствие сотрудников. Беспокойство бизнесменов было вызвано исследованиями антрополога Элтона Майо ( Elton Mayo ), результаты которых доказывали: счастливый сотрудник более эффективен в труде. Научное сообщество и консалтинговые компании подхватили это утверждение, а через несколько десятилетий такие компании, как Intel и Hewlett - Packard стали внедрять более коллегиальные и «открытые» рабочие помещения. В 1990-х годах компании дот-ком добавили к этому бары, где можно выпить чашку кофе, и гимнастические стенки.
С кем поведешься…
Что сегодня думают подчиненные, работающие плечом к плечу с боссом? Перегородку с господином Мансуэто делит Хейвуд Келли ( Haywood Kelly ), глава аналитического департамента по ценным бумагам. Что изменилось за год - с тех пор, как Мансуэто стал его соседом? «Меня это нисколько не побеспокоило»,- говорит Келли. «Я знаю, насколько он легок в общении». Тем не менее Келли изменил свой рацион. «Когда-то мне нравилось есть острого цыпленка, китайскую еду, то, что издавало достаточно сильные запахи. Естественно, что сейчас я не ем больше такую пищу. А поскольку Мансуэто всего сохраняет чистоту за своей перегородкой, это стимулирует и меня»,- говорит Келли.
Джулиан Перлмуттер ( Julian Perlmutter ), молодой биржевой аналитик, который сидит чуть подальше, говорит, что сначала он очень нервничал. Но затем стал чувствовать себя более комфортно. Единственное, что он изменил, так это стиль одежды. Теперь он стремится выглядеть каждый день как можно лучше.
Главный биржевой аналитик Рейчел Барнард ( Rachel Barnard ) сидит через проход. «Я уверена, что он слышит все, что я говорю»,- сообщает она. Исключая моменты, когда сам господин Мансуэто беседует по телефону. С учетом того, что для особо важных переговоров он использует отдельную комнату, Мансуэто соглашается с тем, что его вряд ли можно назвать болтуном. Он вспомнил только один случай, когда кто-то предупредил его, что разговор могут слышать многие и, возможно, ему следует обратить на это внимание.
На цыпочках
В компании Intel существует давняя традиция организации рабочих мест топ-менеджеров вместе с рядовыми сотрудниками. Но, несмотря на явную цель налаживания коммуникации, место вокруг главы компании Пола Отеллини ( Paul Otellini ) превратилось в территорию, где говорят только шепотом. Все его соседи-сотрудники теперь общаются по электронной почте или используя программы онлайнового чата. «Мы не кидаем клочки бумаги друг в друга»,- говорит Куин Шерман ( Quyn Sherman ), помощник по административным вопросам, который сидит через две перегородки.
Пэт Дуган ( Pat Dugan ), рыночный аналитик в компании по производству программного обеспечения, сидит в шести футах от вице-президента. В результате он стал считать, сколько раз он ходит в комнату отдыха. «Чем чаще я встаю, тем больше я задумываюсь над тем, что могу потерять работу».
Когда Дженн Уайт ( Jenn White ) работала в 2000 году на дот-ком-компанию, она так близко сидела к ее руководителю, что когда он двигался назад, то мог задеть ее стул. Поначалу это было ужасно, но когда она узнала, сколько времени тратят топ-менеджеры на личную переписку и блуждание по интернету, она стала чувствовать себя более комфортно.
Мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, отказавшись от шикарного кабинета, предпочел сидеть в открытом офисе, и, похоже, это было ему более приятно и интересно. Но заместителю мэра Дэну Докторофф ( Dan Doctoroff ), который ни с кем не делил свой кабинет в течение 20 лет, пришлось привыкать. Сначала, говорит он, «это был культурный шок», хотя потом он смог оценить демократичность по достоинству. Он заметил, что «уровень активности в открытом офисе немного повышается», когда мэр находится на месте.
Фланирующие
Работа в открытом офисе с перегородками может устранить физическую изолированность, однако это не всегда означает, что глава компании держит руку на пульсе сотрудников. «Существует множество других способов поддержания изолированности, а не только физические барьеры»,- говорит Аллен Батуа ( Allen Bateau ), адъюнкт-профессор по антропологии государственного университета Wayne ( Wayne State University ). «Но если у главы компании нет уединенного места,- добавляет он,- это может привести к неприятностям, поскольку около него существуют группы с различными интересами, фракции, группы давления, которые хотят хоть чуть-чуть завладеть его вниманием. Справиться с ними намного проще, если действия главы компании не выставлены на всеобщее обозрение».
Некоторые руководители компаний, в прошлом большие приверженцы работы среди сотрудников, снова вернулись в свои уединенные кабинеты. Недавно Бен Хоровитц ( Ben Horowitz ), глава информационно-технологической компании Opsware , переехал в отдельный офис после того, как его коллеги услышали конфиденциальный разговор и стали беспокоиться, что не смогут продать собственные акции компании. Господин Хоровитц не жалеет, что сидел рядом со всеми. «Но,- сказал он,- я могу пройти по офису и увидеть, что происходит, и, возможно, это так же эффективно».
Уиллем Роландтс ( Willem Roelandts ), глава компании по производству чипов Xilinx , не сидит вместе со всеми, но постоянно меняет расположение своего офиса, перемещая его из одного департамента в другой. Роберт Бинкли ( Robert Binkley ), менеджер по продукции, рад, что недавно господин Роландтс переехал в департамент по обслуживанию клиентов. «Ура, он знает, что мы существуем»,- заявляет господин Бинкли.
Но есть и другие проблемы. Джош Коутс ( Josh Coates ), глава недавно образованной Berkeley Data Systems , так близко сидит к финансовому директору и инженеру по программному обеспечению, что ему достаточно лишь протянуть руку, чтобы «потрогать их обоих». Господину Коутсу нравится, что его коллеги узнают его лучше. Но его все же раздражают постукивания ногой о перегородку, звуки ударов по клавиатуре и надоедливые мелодии на мобильных телефонах. А самым худшим моментом для него стал день, когда ему надо было уволить сотрудника. «Когда тебе надо уволить сотрудника, с которым просидел несколько месяце бок о бок, это просто ужасно».
По материалам The Wall Street Journal