Чтобы повысить мотивацию сотрудников и увеличить производительность труда, фирмы нередко применяют систему наказаний. Каждый работодатель сам выбирает способ, как заставить коллектив не нарушать внутренний распорядок.
Александр Лебедев
Вокруг да около закона
Действующая сегодня система поощрений и наказаний в виде премий и штрафов прочно заняла свое место в жизни сотрудников столичных и подмосковных организаций. Более того, в некоторых компаниях денежные взыскания считают неотъемлемым инструментом негативной мотивации или даже фирменным стилем. Штрафуя сотрудников, многие работодатели рассчитывают сделать работников более послушными. Однако такой способ не всегда эффективен, утверждает аудитор компании «АКС» Наталия Кузнецова:
— Я работала в одной организации, где практиковались штрафы за те или иные нарушения. Их назначал по своему усмотрению учредитель компании. Это абсолютно не влияло на производительность труда. Люди просто стали увольняться.
Денежное наказание сотрудников популярно среди работодателей, несмотря на противозаконность подобного способа. Лишать членов коллектива части заработка за совершение проступка Трудовой кодекс не предусматривает. Обнаружив нарушение внутреннего распорядка, кадровики должны в письменной форме оповестить сотрудника об этом. Далее работник должен написать объяснительную записку. Затем, по закону, на нарушителей можно подействовать лишь несколькими способами: выговором, замечанием или в редких случаях увольнением (ст. 192 ТК). Последняя мера обычно применяется в случае, когда действия сотрудника нанесли фирме значительный материальный ущерб. За проступок, совершенный впервые, наказание редко бывает существенным. Здесь, как правило, большую роль играют личные качества провинившегося и его отношения с руководством.
Иногда для устрашения сотрудников руководители увольняют злостных нарушителей корпоративного распорядка. Правда, подобными действиями можно навредить организации, поскольку их результат абсолютно непредсказуем: уволенный человек может приобрести в коллективе «ореол мученика», а может послужить примером того, как не нужно себя вести остальным.
В поисках лазейки
Несмотря на то что закон запрещает наказывать работника материально, руководители организаций находят способы частично лишать сотрудников заработной платы. Вполне легально работодатель может наказать рублем подчиненного лишь в одном случае, отмечает специалист по решению трудовых споров Тимофей Пружинин:
— Для этого на предприятии издается положение о премировании. Согласно этому документу, работодатель может лишить провинившегося сотрудника премиальных.
Традиционно надбавки положены за хорошую работу, и закон не запрещает лишать сотрудников за различные проступки дополнительных денег. В большинстве трудовых соглашений пункты о бонусных или премиальных выплатах не прописывают, а также не устанавливают их размер. В таком случае работодатель может по своему усмотрению лишить сотрудника вознаграждения по итогам квартала, полугодия или года. Но такие меры редко бывают эффективными, отмечает психолог Инна Иголкина:
— Участники тренингов мне рассказывали, что, несмотря на штрафы, некоторые их коллеги как опаздывали на работу, так и опаздывают. Возросла лишь «цена вопроса» — после введения системы наказания рублем сотрудники стали ежемесячно выплачивать по нескольку сотен долларов.
Если же организация с помощью штрафов рассчитывает уменьшить размер фиксированной зарплаты, то сотрудник может подать жалобу в трудовую инспекцию. При этом шансы выиграть дело у несправедливо оштрафованного весьма высоки, отмечает Тимофей Пружинин:
— В подобных случаях необходимо обращаться с жалобой в трудовую инспекцию. Сотрудники ведомства обязательно накажут работодателя за пренебрежение законом.
Но помимо вполне официальных и легальных методов воздействия на работников, нарушающих правила внутреннего распорядка, существуют и неофициальные, рассказывает Инна Иголкина:
— Например, в некоторых компаниях сотрудников снабжают электронными карточками и подсчитывают в специальной компьютерной программе время прихода и ухода каждого из них с точностью до секунды. Но при этом важно учитывать, что подобная палочная дисциплина способна убить желание работать у творческих сотрудников.
Индивидуальный подход
Прежде чем приступать к наказанию нарушителей, желательно задуматься, насколько на самом деле значителен проступок и что является его причиной. Если у людей, например, нет места для курения и они то и дело курят в неположенном месте, можно долго и без результатов бороться с этим злом. В то же время, организовав такое место, руководитель избавит себя от подобных проблем.
Вводя систему штрафов на предприятии, следует иметь в виду, что каждый человек относится к нововведениям индивидуально. Для одних денежное наказание действительно может стать стимулом к улучшению качества работы. Но некоторых такой порядок, наоборот, демотивирует, говорит Инна Иголкина:
— Люди очень разные. Для кого-то этот метод очень эффективен и помогает собраться. Кто-то сразу уволится, считая, что штрафы унижают его достоинство.
Помимо отношения сотрудников к системе наказания рублем необходимо учитывать сферу деятельности, которой занимается компания. Штрафовать дизайнера, разрабатывающего рекламу, или работника у конвейера — это две абсолютно разные ситуации. Точно так же, как нельзя грести под одну гребенку опоздавших на час финансового директора и продавца, отмечает Тимофей Пружинин:
— В первом случае для предприятия ничего смертельного не произойдет, а во втором — может привести фирму к издержкам. Для финансового директора — это не нарушение внутреннего распорядка. Ведь он может надолго задержаться, решая поставленные задачи.
Делаем все правильно
В каждой организации существуют свои критерии нарушений. Но важно, чтобы штрафы не были неожиданностью для сотрудника или способом выразить свое плохое настроение для руководителя. Поэтому работника необходимо оповещать о том, в какую сумму ему выльются, к примеру, полчаса опоздания. Все должно быть максимально формализовано, говорит Наталия Кузнецова:
— Все должны быть в курсе, за что и на какую сумму их могут оштрафовать. А лучше разбить заработную плату на две составляющие. Первая — оклад, а вторая — премии.
Важно помнить, что необдуманными штрафами можно разрушить мотивацию сотрудника и у него возникнет желание найти себе другую работу. Поэтому руководителям, прежде чем «завинчивать гайки», имеет смысл выяснить мнения сотрудников по поводу изменений в распорядке работы.
Заменитель кнута
Несмотря на то что многие организации вводят материальные наказания за нарушения трудового распорядка, штрафы используются лишь в исключительных случаях, полагает главный бухгалтер компании «РГ МОСТ» Людмила Соколова:
— Руководители, как правило, ограничиваются пустыми угрозами. Многие понимают, что штрафы не способны изменить ситуацию и заставить коллектив лучше работать. Куда разумнее воздействовать на работников другими методами.
Гораздо правильнее строить систему мотивации сотрудников, применяя негативные стимулы только в случае необходимости. Повысить лояльность коллектива работодатель может с помощью наград, благодарностей и поощрений. Человек должен держаться за должность и бояться потерять свое место работы. Достичь этого позволяет предоставление сотруднику различных льгот. Одним из видов поощрений могут стать премии и бонусы за определенный период деятельности. Немаловажным для сотрудника будет предоставление соцпакета и других благ. Боязнь в одночасье — допустив нарушение — лишиться всего этого будет действеннее любого штрафа.
ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ
К опозданиям на работу особенно часто принято придираться в компаниях, где существуют повышенные требования к оперативности выполняемых заданий.
В частности, в Транскредитбанке за опоздание на 10 минут из зарплаты служащего удержат 100 долларов. В информагентстве РБК, по словам сотрудников, сумма штрафа составляет 3 процента от месячной зарплаты за 3 минуты опоздания.
А пойманному за курением сотруднику фирмы необходимо отработать дополнительно 40 минут сверх установленной нормы регламента. В универмаге «Московский» поступают не так строго: некурящих сотрудников магазина поощряют двумя дополнительными днями оплачиваемого отпуска в год.
А в некоторых организациях штрафуют за то, за что поощряют в других — к примеру, за длительные задержки на работе.