Оксана Гончарова
Михаил Малыхин
Практически ни один новогодний корпоративный праздник не обходится без подведения итогов, торжественных вручений и раздачи подарков. Эксперты сходятся во мнении — неважно, за что поощрять. Главное — не деньгами.
Новый год — это всегда хороший повод торжественно подвести итоги и отметить лучших сотрудников, напоминает Екатерина Денисова, ведущий консультант консалтинг-центра “Шаг”. “При этом награждения тружеников несут в себе и чисто человеческую составляющую, ведь это всегда благодарность за год работы людей, их бессонные ночи, выходные в офисе, умение поддержать коллектив и адаптировать новых сотрудников”, — поясняет Владимир Скрипниченко, менеджер по корпоративным коммуникациям коммуникационной группы “Кузьменков и партнеры”.
Чисто по-человечески
Среди офисных сотрудников сети “Мир” ежегодно выделяют “самого результативного”, “клиентоориентированного” и “лучшего командного игрока”. В магазинах — лучшего продавца и лучшего работника на складах. Основная масса новогодних призов — поездки за рубеж, предметы бытовой техники, оплаченные компанией курсы. Главный приз — автомобиль “Лада” достается лучшему продавцу, рассказывает Галина Седова, HR-директор компании. “В большинстве компаний особенно ценными призами руководство предпочитает поощрять сотрудников, в отношении которых на рынке труда наблюдается определенный дефицит, — специалистов отдела продаж, бухгалтеров и т. д.”, — говорит Скрипниченко.
Под Новый год в “Вымпелкоме” подводят итоги ежегодного конкурса “Бриллиантовая пчела”, рассказывает Екатерина Осадчая, сотрудник пресс-службы компании. Приз — брошь с бриллиантами вручают 10-15 лучшим сотрудникам, внесшим наибольший вклад в развитие компании. Кандидатов номинируют менеджеры подразделений и затем их отбирают члены правления.
В “Силовых машинах” в этот Новый год будут награждать “лучших наставников” — победителей программы обучения. Всего, по словам Кирилла Татанова, менеджера корпоративного центра развития персонала, в конкурсе приняли участие 200 пар, из которых компания уже выбрала девять самых достойных претендентов на победу. Лучших на новогоднем мероприятии наградят видеокамерами, фотокамерами и DVD-плейерами.
“К новогодней вечеринке, как к любому корпоративному событию, нужно подходить прагматично: поставить задачи и решить их наилучшим образом”, — советует Анна Бурова, замгендиректора “Экопси консалтинг”. Но польза от производственных конкурсов, победителей которых награждают на приуроченных к Новому году праздниках, возможна, лишь когда их устроители соблюдают ряд правил, говорит Денисова из консалтинг-центра “Шаг”. Во-первых, критерии, по которым идет оценка и выбор победителей, должны быть известны всем сотрудникам. Во-вторых, соревнование должно идти продолжительное время — например, в течение года или сезона. И в-третьих, до сотрудников через какое-то время следует доносить промежуточные результаты. “Понятно, что не всем присущ азарт победы, кто-то быстро поймет, что пока "не дотягивает", но среди основных претендентов мотивация в ходе соревнования будет высокой”, — поясняет Денисова.
Фактор случайности
Однако отмечать подарками и призами исключительно передовиков производства эксперты не советуют. “Все в детстве получали подарки к Новому году — это традиция, и компания, нарушающая ее, не расценивается как “дом”, — говорит Скрипниченко из группы “Кузьменков и партнеры”. В некоторых компаниях на праздниках устраивают небольшие развлекательные конкурсы, викторины и лотереи. Например, так поступают в компании “Эльдорадо”, где “награды получают самые активные, веселые, артистичные”, рассказывает Евгений Михеев, директор по персоналу компании. “Розыгрыши — интересный со спортивной и развлекательной точки зрения элемент корпоративного поощрения сотрудников”, — отмечает Иван Калинин, руководитель отдела продвижения консалтинговой компании “Альт”. Однако он предупреждает, что, сделав их основным и единственным элементом, компания рискует получить недовольных, в число которых войдут те, кто не верит в собственную удачу или склонен во всем видеть подтасовки и махинации.
Поэтому эксперты советуют дополнить развлекательные лотереи и розыгрыши обязательными для всех подарками. “Целевые поздравления предпочтительнее лотереи с ценными призами, так как у сотрудников может появиться зависть к “счастливчикам”, — делает вывод Бурова. Если же проводить лотереи и конкурсы, то желательно, чтобы призов, пусть и недорогих, хватило на максимальное количество людей. “На корпоративном празднике должно быть еще и весело”, — напоминает она.
Только не деньги
Работодатели сходятся во мнении — на новогодних мероприятиях поощрять сотрудников можно чем угодно, но только не деньгами. “Деньги — элемент финансовой мотивации, которой не место на торжествах и празднествах, где подарки должны носить больше поощрительный и развлекательный характер”, — отмечает Калинин из “Альта”. По его мнению, новогодние презенты должны быть полезны. “Деньги люди должны получать в виде зарплаты за регулярную работу, — рассуждает Елена Колмановская, главный редактор "Яндекса". — Разумность этих сумм и справедливость их распределения внутри компании увеличивают лояльность сотрудников”.