Вадим Зарипов
В послании Федеральному собранию президентом России отмечена необходимость создания дополнительных стимулов для прихода капиталов в российскую экономику. Предлагается разрешить гражданам задекларировать капиталы, накопленные ими в предыдущие годы, с соблюдением двух условий (необходимых и достаточных): уплата 13%-ного подоходного налога и внесение соответствующих сумм на счета в российские банки.
Очевидно, что президентское поручение не содержит готового решения, а лишь выражает политическую волю и дает направление, в котором нужно двигаться дальше. Например, важно понимать, что в послании речь идет не только о “зарубежных” капиталах, но и о финансовых средствах, обращающихся в теневой экономике. Не имеет особого значения и то, кем получены доходы — физическим или юридическим лицом, поскольку организации — это созданные для определенных целей объединения граждан, что неоднократно отмечал в своих решениях Конституционный суд РФ.
Легализация или амнистия?
На встрече с президентом страны депутаты и сенаторы предложили дать всем желающим выйти на свет гарантии непреследования со стороны налоговых и других государственных органов. Тем самым парламентарии заявили о необходимости амнистии (греч. amn?stia — прощение лиц и забвение дел, объявляемое после социальных потрясений), под которой понимается освобождение от ответственности, даруемое верховной властью. Под налоговой амнистией обычно понимается предложение со стороны государства “налогонеплательщикам” погасить недоимки в обмен на отмену наказания, которое могло бы быть наложено в случае выявления нарушений.
Налоги должны быть неизбежны. Поэтому под налоговой амнистией не следует понимать простое списание неуплаченных налогов — прощение возможно лишь “при условии”. При таком подходе идею президента можно распространить на ситуации с серыми схемами, т. е. позволить российским налогоплательщикам исправить допущенные в предыдущие годы ошибки при минимизации налогов сомнительными способами и тем самым решительно подвести черту под непростым прошлым. Многие серьезные компании с удовольствием избавились бы от скелетов в шкафу и заплатили налоги в обмен на гарантии непривлечения к ответственности и предоставления рассрочек с целью сохранения финансовой устойчивости. Амнистия интересна прежде всего организациям, а не гражданам.
Аргументы за
Амнистия — это чрезвычайная, но в исключительных случаях необходимая мера. Вот несколько доводов в пользу проведения налоговой амнистии в России.
Абсолютно негуманно и несправедливо наказывать сегодня за нарушения, совершенные вчера, когда налоговое бремя было намного тяжелее. Вспомним: налог на прибыль — 35%, ЕСН — 36%, НДС — 20%, а еще налоги с выручки, налог с продаж, поборы на местах и т. д.
Сейчас, когда налоговая нагрузка значительно снижена, желающих платить налоги становится больше. Налоговая амнистия поможет изменить умонастроения предпринимателей (“Выходя из тени на свет слишком быстро, можно получить солнечный ожог”) и придать им уверенность в завтрашнем дне, став реальным шагом к нормализации отношений между государством и бизнесом, мостиком между прошлым и будущим.
Слова президента о том, что долгие годы наша налоговая система находилась в стадии формирования, по сути, означают, что государство признало несовершенство действовавшего ранее налогового законодательства. Но, прежде чем наказывать, государство обязано объяснить и закрепить свои требования в законах. Поэтому только по завершении налоговой реформы государство получит право на привлечение к ответственности тех, кто, понимая закон, тем не менее уклоняется от исполнения налоговых обязательств.
Не стоит забывать, что налоговые органы не в силах выявить все недоимки. Поэтому проведение налоговой амнистии может значительно пополнить российский бюджет.
Налоги — ахиллесова пята современного российского бизнеса, что нередко используется в недобросовестной конкурентной борьбе. Поэтому у предпринимателей, которым уже есть что терять, в том числе деловую репутацию, появляются стимулы для правомерного поведения и в будущем.
И, наконец, исключительно эмоциональный довод: Россия списывает долги странам Африки и Азии — так почему бы не предусмотреть такое списание для своих, тем более что долги третьих стран погашаются за счет российских налогоплательщиков?
Аргументы против
Часто звучит возражение этического плана: “Можно ли прощать одним, если другие платили?” Такая постановка вопроса, в принципе, верна. Но можно пойти на социальный компромисс, предоставив приемлемые условия для желающих вернуть долги.
Есть сомнения в результатах амнистии. Существуют примеры более (Бельгия, Ирландия, Индия, Казахстан) и менее (Германия, Франция и США) удачно проведенных амнистий. Важно учесть причины плохих результатов (изначально невыгодные условия, недоверие граждан государству, отпугивающие неясности закона об амнистии, неверные шаги чиновников). Кроме того, нельзя оценивать итоги амнистии только в цифрах текущего финансового года: если сегодня предприниматель спит спокойно, то завтра он произведет больше ВВП, а значит, и пополнит бюджет за счет уплаченных налогов.
Какой должна быть амнистия?
Ответ на этот вопрос позволит придать уверенности в успехе амнистии.
Для подготовки амнистии необходимо изучение опыта: своего печального образца 1993 г., ближайших соседей (Казахстана и Грузии), зарубежного (помимо вышеперечисленных — Аргентины, Италии, Пакистана, Филиппин, ЮАР).
Важно донести до граждан, что налоговая амнистия — это разовое мероприятие, которое проводится в связи с завершением сложного этапа общественного развития — распада СССР и строительства нового российского государства.
Срок амнистии должен быть ограничен, но достаточен для размышлений, расчетов и получения соответствующих одобрений. Желательно совместить проведение амнистии с принятием закона, который четко разграничил бы понятия “налоговая оптимизация” и “уклонение от уплаты налогов”: он обозначил бы ориентиры для налогоплательщиков, желающих полностью отказаться от серых схем.
За годы репрессий люди хорошо усвоили, что “деятельное раскаяние укорачивает дорогу на Колыму”. Закон о налоговой амнистии должен содержать запрет на возбуждение уголовных дел, проведение оперативно-розыскных или контрольных мероприятий и другие твердые гарантии для желающих исправиться.
Ставшие известными факты утечки информации из баз данных свидетельствуют о серьезных проблемах в области защиты налоговой тайны. Поэтому важно гарантировать конфиденциальность полученных сведений.
В России сложились уникальные предпосылки для проведения амнистии в 2006 г. Налоговая амнистия — это реальный шанс дать предпринимателям свободу для решительного экономического рывка вперед, и этот шанс перед лицом международной конкуренции нельзя не использовать.
Автор — руководитель аналитической службы компании “Пепеляев, Гольцблат и партнеры”