Е. А. Старкова
Директор по персоналу торговой компании "Смайли"
В начале стоило бы отметить, что речь пойдет о персонале, который действительно
стоит удерживать и заботиться о продолжении отношений.
В любой компании есть комплекс мероприятий, направленных на сохранение персонала.
Одним из этих мероприятий является целенаправленное вовлечение персонала в решение
проблем организации, принятие решений, разработку отдельных нормативных актов.
Почему это важно:
1. Сотрудник чувствует свою причастность к организации, важность и значимость
своей роли в организации. А легко ли расстаться с этим ощущением?
2. Участвуя в разработке какого-либо проекта сотрудник становится проводником
принятых решений, повышается его ответственность за жизнеспособность проектов
и решений. А появление этой ответственности и есть тот "клей", соединяющий
сотрудника и организацию. Легко ли бросить свое "дитя"?
3. Участвуя в разработке проектов, принятии решений сотрудник получает бесценный
опыт побед и поражений, учится работать в команде, учится аргументировать,
а потом и защищать свои творения. Кроме того у него появляются "соратники",
люди, которых удалось узнать, с которыми проведено немало сложных рабочих
часов. А разве это не ценность? Разве это легко отдать?
Наверно можно привести еще аргументы в пользу гипотезы о том, что информируя,
привлекая сотрудников к работе над проблемами, проектами организация удерживает
свой персонал. Но на взгляд автора это скорее АКСИОМА.
В дальнейшем повествовании речь пойдет о конкретном опыте нашей компании в этом
направлении.
С чего все началось? А началось все с того, что в компании обострилась (или
стала более видной) проблема передачи информации как по вертикали, так и по горизонтали.
Решено было привлечь сотрудников к исследованию этой темы, а также в целом
темы состояния корпоративной культуры.
Сказано-сделано, исследование
было проведено.
Общественное мнение показало: "каналы коммуникации" не развиты, корпоративная
культура сложилась, но многое не определено, не обозначено.
Поскольку данные проблемы были подняты, был сделан вывод - необходимо создавать,
определять, обозначать.
Опыт автора показывает, что корпоративная культура явление тонкое, не терпящее
давления сверху и насильственных методов.
Именно поэтому для формирования единого информационного поля компании и для
создания ряда корпоративных правил были созданы 2 рабочие группы.
Принцип формирования рабочих групп (далее РГ) был простой, т.е. добровольный,
но … поддерживался он значительными усилиями менеджера по PR. Я не про военные
действия, а про приглашения, разъяснения и пр. Для чего пишу об этом? Для того
чтоб не подумали, что нашлась такая компания, где народ в очередь стоит, чтоб
наработаться добровольно, безвозмездно и параллельно с основными обязанностями.
Хотя не все так печально, после выпуска первого протокола РГ к группе присоединились
участники. Расцениваю это как факт присутствия в компании людей неравнодушных
и заинтересованных.
Началась работа. Было все: от эйфории по поводу как все понятно, структурировано
и складно, до ощущения полного бессилия и полного непонимания куда двигать дальше.
Это то, что происходило во время работы РГ. А вот что происходило после рассылки
всем сотрудникам первых проектов - это тема отдельная. Про окончание сказать
не могу - мы в пути, да и не в этом суть.
Суть в том, что сотрудники, которые работали плечом к плечу в РГ, радовались
удачным идеям, переживали из-за неудач, поддерживали друг друга, потом вместе
защищали свой проект, навряд ли легко расстанутся с нашей компанией.
Весь персонал компании, участвовавший в обсуждении, как в качестве группы поддержки,
так и в качестве оппозиции жил все это время полной жизнью, а это тоже не мало
в рабочих буднях.