Обучение в детском саду основано на занятиях по различным предметам, которые дают представление ребёнку об окружающем мире, азам математики, развитие речи, музыкальное развитие малыша и его творческих наклонностей.
Каждое из таких «уроков» несет в себе определённую нагрузку, но основополагающими критериями являются обучение, развитие и воспитательная цель. В процессе занятий формируются и развиваются познавательные психические процессы и свойства личности. Для ребёнка все знания преподносятся в игровой форме, что вызывает неподдельный интерес, так как для малыша основной деятельностью является игра. Построение мероприятий имеет свою структуру, которое в полной мере обеспечивает внимание ребёнка, способствует запоминанию, учит сравнивать и делать вывод.
Чтобы ребёнку было интересно, чтобы владеть его вниманием воспитателю необходимо тщательно и серьёзно готовиться. В процессе подготовки к проведению занятия в первую очередь определяется главная цель, которая заносится в конспекты занятий с детьми. Как правило, это определяется обучающей или развивающей целью. На занятии, в котором поставлена обучающая цель, дети приобретают и накапливают личностный опыт:
- знания;
- определённые умения;
- привычки познавательной деятельности;
- навыки обучаться.
Отличие развивающей цели занятия состоит в том, что дети сами используют приобретённые навыки и опыт, также самостоятельно пробуют получить знания.
Занятия, которые строятся как обучающие или развивающие имеют различные схемы построения, что и заносится в конспекты занятий для дошкольников. Так в модели обучающего мероприятия обязательно входит мотивация деятельности, изложение материала, закрепление полученных знаний, индивидуальное оценивание полученных знаний детей и следующая, новая цель. Действуя по этой модели, воспитатель может применять различные методики и обучающие технологии. А основной принцип обучающего занятия соблюдён, который заключается в последовательности мотивации, восприятия и осмысления.
В модели развивающего мероприятия, предусматривается создание проблемной ситуации, в совместном определении её, управление поиском ребёнком, и снова совместное подведение итогов.
Только в том случае любое занятие будет результативным, если воспитателем будут правильно определены цели, проведена соответствующая подготовка детей, наличие дидактического материала и правильно составленный план мероприятия.