В результате развития технологий появились новые виды рекламы, в частности, рассылка писем или иных сообщений рекламного характера — спама. Обычно под спамом понимают рекламную рассылку через Интернет. Спам рассылают все: от агентств недвижимости до массажных салонов.
Чёткого определения данного понятия в законе пока не существует. Например, Правила оказания телематических услуг связи определяют спам как телематическое электронное сообщение, предназначенное неопределенному кругу лиц, доставленное абоненту и (или) пользователю без их предварительного согласия и не позволяющее определить отправителя этого сообщения, в том числе ввиду указания в нем несуществующего или фальсифицированного адреса отправителя. В сфере банковской деятельности существует более обобщённое понятие спама - общее наименование не запрошенных пользователями электронных посланий и рекламных писем, рассылаемых в сети Интернет по ставшим известными рассылающей стороне адресам пользователей. Однако рекламные письма могут рассылаться и по почтовым ящикам в жилых домах различной рекламной продукции — это распространено не меньше.
Спам в Интернете причиняет неудобства его получателям, ибо если подобная рассылка смогла пройти через спам-фильтры электронного почтового ящика, то спам будет перемешиваться с иными письмами. Обычно информация в спам-рассылке не представляет интереса для получателя и даже может содержать вредоносное программное обеспечение - вирусы.
Правовая регламентация данного вопроса в России довольно слабая. Ответственности, прямо направленной против спамеров, не предусмотрено. Периодически в Госдуму поступают законопроекты, смысл которых сводится к установлению жесткой ответственности за массовую рассылку такого рода сообщений, но и по сей день уголовной ответственности за подобную деятельность так и не введено.
Вместе с тем, уже существующие сейчас законы позволяют некоторых злостных спамеров привлечь к административной ответственности, а иногда и к уголовной за правонарушения, сопутствующие рассылке спама или возникающие в результате неё. Например, за рекламный спам можно понести ответственность по ст.14.3 КоАП РФ. При извлечении дохода непосредственно от спам-рассылки может наступить уголовная ответственность по ст. 171 УК РФ - «незаконное предпринимательство».
Есть особая разновидность рассылки спама — рассылка через чужие зараженные персональные компьютеры. По сути такой рассылкой поневоле занимаются пользователи зараженных компьютеров, не подозревая об этом. Для этого злоумышленник заражает чужие ЭВМ вредоносным программным обеспечением, автоматически рассылающим спам. Злоумышленник может понести уголовную ответственность по ст. 273 УК РФ - «создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ».
Государство в настоящее время нарабатывает практику привлечения спамеров к ответственности. Введение уголовной ответственности конкретно за массовую рассылку спама, также вполне вероятно в России, что позволит привлекать к ответственности не по сопутствующим спам-рассылке правонарушениям, а именно за саму эту рассылку. Следует учесть, что состав такого преступления потребует серьёзной проработки. Ведь, как выше показано, рассылкой спама могут сами того не зная занимаются добросовестные пользователи ЭВМ, кроме того не всякая рассылка писем может нести в себе признаки спама, да и само понятие спама до сих пор подробно не проработано в законе. Во всяком случае законодателю здесь есть ещё над чем поработать.
Юрков Андрей
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»