15/10/2008, Автор: С. Плетнева Источник: журнал "Управление персоналом"
По признанию ряда экспертов, желание выделить какой-то особый женский стиль управления во многом продиктовано сложившимися гендерными стереотипами и поведенческими моделями. Так, например, традиционно приписываемая женщине большая эмоциональность на деле компенсируется наличием и весьма эмоциональных мужчин-руководителей.
Данные исследований свидетельствуют о том, что успешный менеджмент не имеет пола, а эффективные менеджеры демонстрируют смешанный тип лидерства, не имеющий четких половых признаков.
Первой, кто в 1977 году своеобразно и применительно к корпорациям рассмотрела круг данных проблем в гендерном аспекте стала Розабес Кантер. Позднее, свое внимание к данному аспекту управленческой психологии уделяли многие зарубежные и отечественные исследователи, в ответ на все чаще поднимаемые вопросы «служебной дискриминации».
Некоторые из стереотипов, прочно прописавшихся в отечественной деловой культуре:
— у женщин-руководителей более слабый «профессиональный капитал» — меньше знает и умеет;
— эффективный менеджер — это, прежде всего, мужчина, поскольку женщина непригодна для роли лидера;
— женщине «мешают» домашние обязанности и заботы и др.
Взгляд на проблемы гендерного менеджмента и живучести стереотипов от топ-менеджеров известных компаний — лидеров рынка. Кстати, все они вошли в рейтинг самых успешных женщин-менеджеров — «Топ 200 деловых женщин России-2007».
Объективно у женщин гораздо больше задач, чем у мужчин — домашнее хозяйство, семья, — говорит Наталья Касперская, председатель совета директоров «Лаборатории Касперского», — да и для успешного управленца необходимы такие качества, как жесткость, умение принимать непопулярные решения, наличие какого — то специфического мышления. «Женщине это свойственно в меньшей степени, она более социально адаптированное существо», — заключает она.
Разделяет эту точку зрения и Елена Шматова, главный финансовый директор компании «Вымпелком».
По ее мнению, женщины меньше стремятся самоутвердиться в общественно-административной сфере, выбирая основным приоритетом для себя семью. «Но в то же время, ни для кого не секрет, что многие с недоверием относятся к их способностям соответствовать требованиям, предъявляемым к руководителям высокого ранга». Слишком долго в России мы практически не видели женщин во властных структурах, — добавляет она.
Против деления профессионального мира на мужчин и женщин выступает и Элла Стюарт, председатель совета директоров, главный управляющий директор Группы компаний BBDO Russia.
Она уверена, что женщинам намного легче быть руководителями, чем мужчинам. Да и к тому же, по мнению Елены Докучаевой, генерального директора ЗАО «Секвойя Кредит Консолидейшн», у женщин нет препятствий на карьерной лестнице, ведь способность к управлению — это не гендерная особенность. А небольшой процент женщин-руководителей может быть связан лишь с их меньшими амбициозными запросами, — заключает она.
Ни объективно, ни исторически нет предпосылок к тому, что женщина слабее, — убеждена и Надежда Крайнова, Вице-президент компании «Росгосстрах». «Многие мужчины были бы рады матриархату, независимо от ореола мужественности и ответственности, окружающего их веками. А ответ на вопрос, почему топ-менеджеров-женщин меньше, чем мужчин прост — это колоссальная нагрузка, которая ложится на менеджеров, особенно на этапе продвижения карьеры. «Женщины не хотят выходить на этот путь борьбы не в силу своего несоответствия высоким должностям, а просто потому, что для многих из них в жизни существуют иные ценности».
Наталья Касперская
По данным исследований, в ближайшие годы количество женщин-управленцев будет только расти. Однако при этом отмечается такой сдерживающий момент как достаточно жесткие законы существования в бизнесе.
Но Наталья Касперская уверена, что сегодня в России очень много женщин-управленцев не в пример многим другим странам, поэтому их число может только снижаться. «В американском бизнесе, где выживает сильнейший, женщин мало. Европа пошла дальше, приняв законы, которые в определенной степени обязывают работодателя принимать некоторое количество женщин. Но в целом это вряд ли можно считать предвестником карьерного взлета для них». Да и к тому же, по мнению Елены Докучаевой не каждый талантливый специалист может сделать карьеру в бизнесе. Для этого необходимо четко разделять работу и личное время. «Для начала, необходимо найти это личное время и организовать свой день так, чтобы осталось время на себя, семью, какие-то жизненные удовольствия». Я меньше всего задумывалась о том, как стать топ-менеджером. Всегда хотелось — иметь интересную работу, бросить вызов самой себе, поставить цель, кажущуюся нереальной и идти к ней, преодолевая себя, — добавляет она.
Когда начинаешь двигаться по карьерной лестнице, ты уже должен быть профессионалом и иметь возможность развиваться дальше, — уверена Надежда Крайнова. «Семья может дать те силы, которые и будут способствовать успеху на работе».
По признанию многих женщин, сотрудников ведущих компаний, работодатели часто недооценивают их сильные стороны как руководителей. С одной стороны, в угоду каким-то своим личным амбициям, с другой, в силу сложившихся стереотипов.
Человека всегда надо оценивать по результату, — убеждена Наталья Касперская, если он сильный, с задатками лидера, то шанс проявить себя независимо от того мужчина он или женщина очень высок. «Он «пробьется через асфальт» — пойдет к другому работодателю, откроет свою компанию…».
На ранних ступенях развития человечества женщины занимались собирательством, а мужчины охотой, — говорит Елена Шматова. Именно эту историческую особенность — обращать внимание на мелочи, которые обеспечивают необходимый «прожиточный минимум» и недооценивают работодатели, — уверенно заключает она.
«Основное, что может сделать любая компания, предоставляющая профессиональные услуги — заботиться о клиенте. А женщины по своей природе предназначены для того, чтобы заботиться. К тому же они часто проявляют большую гибкость. А в нашем бизнесе — клиентском, гибкость — это очень важное качество, — говорит Элла Стюарт.
В свою очередь Елена Докучаева уверена, что работодатели достаточно трезво оценивают качества женщин. По ее мнению правильнее было бы говорить о более продуктивном использовании таких специфических качеств слабого пола как гибкость, меньшая амбициозность, в хорошем смысле слова, готовность признать свою ошибку. Плюс к этому, женщины больше склонны договариваться, а не утверждать, — добавляет она.
Да и сам женский подход к рабочему процессу отличается от мужского, — говорит Надежда Крайнова. «Они более глубоко погружаются в заданную тему, потому что у женщин сильнее аналитический склад ума, у мужчин — стратегический, они всегда легче находят путь к сердцам и умам своих подчиненных, потому что видят жизнь более полно: в красках, эмоциях».
Элла Стюарт
Сражаясь за топовые позиции наравне с мужчинами, женщине с трудом удается оставаться женщиной,