Что ценно в современном мире бизнеса? Деньги, связи, информационные технологии, трудовые ресурсы и многое другое, что позволяет нам быть уверенным в завтрашнем дне, защищенным от возможных посягательств со стороны конкурентов. Деловая репутация – такая же безусловная ценность любого успешного бизнесмена, как и любая другая часть предприятия как имущественного комплекса. Слухи и сплетни, неблагоприятное общественное мнение о компании существенно влияют на рыночную стоимость бизнеса. Поэтому вопрос защиты профессионального имиджа организации не теряет своей актуальности, а, наоборот, требует тщательного обсуждения в условиях борьбы с недобросовестной конкуренцией.
Деловая репутация – многогранное понятие (с лат. «reputatio» - размышление, обдумывание), для компании это значит доброе и честное имя, количество и качество связей с внешним миром, известность фирменного наименования, торговой марки, знака обслуживания, степень их защиты и т.д.. Существует и иное понимание, когда деловую репутацию рассматривают исключительно как нематериальный актив, о котором заходит речь только при продаже предприятия, в момент смены его владельца. В международной практике в этих случаях используют термин «goodwill», что означает «благое пожелание, завещание». В отечественном бизнесе термин «гудвил» также прочно укоренился. Однако в отличие от западных традиций, в России «goodwill» не может быть продан (или отчужден на иных основаниях) отдельно от самого предприятия.
Как бы то ни было, на любом этапе развития бизнеса - в момент его становления или предпродажной подготовки, деловая репутация фирмы нуждается в правовой защите наряду с иными объектами интеллектуальной собственности. Ведь конкуренты не спят, а их зависть, как правило, выражается в диффамации - распространении сведений, порочащих «честь и достоинство» организации. Согласно закону каждое юридическое лицо, права которого нарушены, вправе обратиться в суд за защитой деловой репутации.
При этом важно одновременное наличие ряда обстоятельств:
Сведения должны отвечать признакам порочности.
В зависимости от рода деятельности организации порочащими могут быть те или иные сведения. Оценка порочности сведений в конкретной сложившейся ситуации, с учетом всех представленных доказательств - исключительная прерогатива суда. Однако во всех случаях порочащими деловую репутацию фирмы являются сведения о нарушении требований закона, норм деловой этики или обычаев делового оборота, о неэтичности и недобросовестности при ведении производственно-хозяйственной и (или) предпринимательской деятельности. При этом к числу сведений, порочащих доброе имя компании, относятся только те сведения, в которых дается оценка деятельности самой организации, но никак не учредителей, руководителя или иных должностных лиц.
Сведения должны отвечать признакам лживости.
Порочащие сведения лживы и не соответствуют действительности, то есть факты или события, о которых заявлено конкурентами, никогда не имели места быть. В законе о защите конкуренции дано более широкое толкование - это ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. Получается, что даже часть правды в порочащих сведениях - это уже диффамация. Согласно закону обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике, а не на Вас.
К сожалению, в российском законодательстве есть лазейка, позволяющая журналистам по «спецзаказу» поливать грязью добропорядочных предпринимателей. Это так называемые «оценочные суждения», за которые ответственность не предусмотрена. Однако не всякое мнение купленного «писателя» может остаться безнаказанным. Именно поэтому судьи нередко разбирают порочащие организацию фразы на отдельные мысли и слова, чтобы выяснить характер распространенных сведений: или это утверждения о фактах и событиях, происходивших в реальности, или оценочные суждения кого-либо относительно деятельности вашей фирмы.
Сведения должны быть распространены в публичной форме.
Под распространением сведений, порочащих деловую репутацию юридического лица, понимают опубликование и (или) тиражирование в печати, сообщение по радио или на телевидении, показ в художественных и документальных фильмах, размещение информации в сети Интернет, публичное высказывание, реклама и иное сообщение в письменной или устной форме. В результате такого распространения информация должна стать известной хотя бы одному лицу (не имеется в виду организация, которую это напрямую касается). Иными словами, Вы должны доказать суду факт получения порочащих сведений третьими лицами в результате их публичного распространения ответчиком.
Механизм подачи иска в защиту деловой репутации юридического лица имеет некоторые особенности, разобраться с которыми способен не каждый. Здесь важно выбрать опытного юриста, имевшего практику собирания доказательственной базы по таким категориям дел. Ведь это залог выигранного судебного спора. Если вы докажете в суде, что распространенные о вашей организации сведения порочны и не соответствуют действительности, то за остальным дело не встанет. Как правило, установив главное, суда встают на сторону «пострадавшего» и удовлетворяют требования истца об опровержении сведений, порочащих его деловую репутацию, а также о возмещении причиненных убытков. Форма опровержения сведений всегда выбирается истцом с учетом вида диффамации (устно или письменно, в печати или на телевидении). Вы также имеете право реплики в случае распространения порочащих сведений посредством СМИ. Причем ваш ответ на диффамацию должен быть размещен в этом же СМИ.
Закон разрешает взыскать с ответчика - виновника оскорблений не только реально понесенные убытки (например, в виде нереализованного товара или потери покупательского спроса), но и требовать компенсации нематериального вреда, причиненного умалением деловой репутации компании. По мнению судей, выплата денежной компенсации нематериального вреда в пользу юридического лица возможна только при условии, если истец представит документальное подтверждение причинения ему вреда вследствие распространения сведений, порочащих его деловую репутацию (например, отказ контрагента от запланированного подписания договора).
Если же лицо, распространившее порочащие сведения, так и не установлено (например, анонимное сообщение в сети Интернет), значит, денежные требования в иске невозможны; но даже в таких случаях деловую репутацию организации нужно защищать всеми доступными способами. Вы можете обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений порочащими и не соответствующими действительности (по аналогии с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение). Как дальше исполнить принятое решение по делу будет ясно из текста судебного акта. Важно добиться поставленной цели - вернуть благоприятное общественное мнение относительно деятельности вашей компании.
В завершение хочется отметить, что отечественный законодатель вопросу деловой репутации юридического лица не уделяет должного внимания, поэтому неискушенному руководителю трудно самостоятельно найти средства правовой защиты компании. Однако, несмотря на пробелы в российском законодательстве, судебная практика идет по пути отстаивания интересов честных предпринимателей и присуждения значительных сумм в счет компенсации причиненного вреда. Грамотный юрист всегда найдет информацию по этой проблеме в разъяснениях высших судов, следуя мнению которых, «деловая репутация является одним из условий успешной деятельности юридического лица».
Домбровская Елена
Центр Правовых Технологий «ЮРКОМ»