Настоящие лидеры отличаются единственной в своем роде способностью делать все проще
Просмотрите большинство учебных программ бизнес-школ по лидерству, и вы обнаружите умопомрачительное количество навыков, которыми должен владеть человек, который стремится стать лидером: тут тебе и навыки общения, и способности разрешать конфликты… «В Америке роль лидера понимается слишком запутанно,- полагает Маркус Бэкингэм,- и это очень обидно, поскольку все эти научные предметы (безусловно, важные) не раскрывают истинного смысла настоящего лидерства».
Последние 20 лет Маркус Бэкингэм, симпатичный 39-летний британец с кембриджским образованием, имел возможность вблизи наблюдать за лучшими из лидеров в действии. Он изучал ведущих мировых бизнес-лидеров по заданию Gallup Organization . И на основе результатов исследований 80 тысяч управленцев и 3 млн сотрудников написал два бестселлера: «Первое - нарушь все правила» и «А теперь - найди в себе силу!». Полтора года назад он решил изучить вопрос еще глубже: «Я хотел понять, что представляет собой совершенный лидер. Глубоко изучив одного человека, вы узнаете больше, чем изучив 10 тысяч человек поверхностно». Ключевые выводы он собрал в новой книге: «Единственное, что вам нужно знать об… управлении и руководстве с большой буквы, а также о том, как добиться стабильного личного успеха» ( Free Press ). Там наглядно показаны признаки, присущие лидерству самого высокого порядка.
Зов будущего
Есть некая совершенно особая черта, делающая человека лидером, и речь здесь не идет о креативности, смелости или честности. Вы можете обладать этими качествами и при этом не быть настоящим лидером. Главное дело настоящего лидера - изменить настоящее, поскольку настоящее недостаточно хорошо. И успех зависит от того, сможет ли лидер воодушевить людей и заставить их поверить в новое будущее.
«Четыре года назад я ужинал с Бобом Нарделли ( Bob Nardelli ), который только что ушел из General Electric и был тогда назначен президентом Home Depot . Помнится, я подумал: „За последние 20 лет этот парень никогда не сталкивался с продажами, все ожидают, что он не справится, он пришел на место двух создателей компании, которых очень любили, так почему он делает это?” Но, слушая его в тот вечер, я понял, что он увидел лучшее будущее для Home Depot и остальные соображения уже не важны. Он просто не может остановиться. Будущее зовет лидеров с такой силой, что они не могут игнорировать его зов. Будущее для них реальнее настоящего. Оно заставляет их действовать».
Беспокойство превращается …
О сновная проблема лидера в том, что во всех изученных обществах люди относятся к будущему с опаской. Будущее неизвестно, нестабильно, а значит, несет в себе потенциальную опасность. Чтобы преуспеть, лидеры должны преобразовать наш страх перед неведомым в энтузиазм. Лучший способ обратить страхи в веру - ясно излагать свои мысли, то есть определить будущее в таких наглядных терминах, чтобы мы сразу поняли, куда нас ведут. Ясность - лучшее лекарство от страха, и поэтому эффективный лидер всегда должен работать именно над этим качеством. Чтобы стать лидером, делайте только одно - излагайте мысли ясно!
Кому вы служите
Лидеры могут ошибаться. Но они не должны темнить. Если мы собираемся последовать за вами в будущее, мы должны точно знать, кому собираемся угодить. Жуткая вещь - стараться угодить всем и всегда. Чтобы успокоить наши страхи, скажите нам, кто будет оценивать степень нашего успеха. И когда вы это ясно обозначите, вы тем самым придадите нам уверенность.
Денни Клементс ( Denny Clements ), управляющий Toyota ` s Lexus Group , подсознательно понимает это. По его словам, единственные люди, которым Lexus старается угодить, это те, кто больше всего ценит время. Все, что делает Lexus ,- от того, как он строит машины, чем их оснащает, и до того, как он эти машины обслуживает,- все построено на идее времени. Клементс знает, что не должен быть всегда прав. Однако, если он верно определит, какой аудитории служит Lexus , его ясность наполнит людей верой в будущее, с которым им предстоит столкнуться. В конечном итоге те, кто идет за ним, признают, что он прав.
Сильная сторона
Меня поражает, как часто лидеры предлагают четыре или пять «основных сильных сторон». Мы постоянно слышим: «Наша сила в людях, в продуктивности, креативности и эффективности». Почему-то многие полагают, что задача лидера - проанализировать мировые реалии во всей их сложности и донести до людей. Это не так. Если вы лидер, ваша задача - придать людям веру в то будущее, в которое вы их ведете. Чтобы решить ее, необходимо объяснить им, почему они победят.
Найдите одну - и только одну - сильную сторону и говорите о ней все время. Чем больше вы будете говорить о ней, тем больше она будет становиться реальностью. Так происходит с Брэдом Андерсоном ( Brad Anderson ), президентом Best Buy . Успех Best Buy в последние несколько лет основан на его способности выделять основную сильную сторону и разрабатывать ее. Сегодня Андерсон говорит всем в стране, что сильная сторона Best Buy в высоком качестве подготовки ее «синих воротничков» - продавцов в магазинах. Андерсон верит, что Best Buy победит, если тот персонал, с которым встречаются покупатели, будет лучше, чем у остальных: лучше отобран, лучше подготовлен и лучше снабжен всем, чтобы помочь покупателю. Андерсон отличается от большинства лидеров тем, что понимает: его задача как руководителя - выделить основное в сложном и противоречивом мире.
Андерсон сделал необходимый шаг - выработал единый показатель успешного продвижения к лучшему будущему, и таким показателем является количество нанятых на работу людей. Компания использует 12 простых вопросов, чтобы измерять именно этот показатель. Ясность теряется, когда вы теряетесь, глядя на 15 разных показателей. Если вы говорите своим рабочим, что все эти показатели важны, это огромная ошибка в лидерском поведении. Если те, кто идет за вами, сталкиваются с несколькими показателями, они теряются. Работа лидера в том и состоит, чтобы сказать им: «Из всех показателей этот - самый важный».
Символ и система
Несомненно, лидер должен предпринимать действия. Действие всегда дает импульс. Но действие обладает и другим, не менее сильным качеством. Действия - недвусмысленны. Если вы, являясь лидером, сможете выделить несколько основных действий, вашим последователям не придется в дальнейшем судить о будущем по теоретическим высказываниям о «глубинных ценностях» или вашей «постановке задач». Мы просто посмотрим, какие вы предпримете действия, и поверим в них. Но имейте в виду, что лучше всего мы реагируем на два вида действия: на символическое действие и на систематическое.
Символическое действие просто является представлением того, как может выглядеть будущее. Символическое действие привлекает наше внимание, благодаря ему мы получаем что-то новое и живое, на чем можно сконцентрировать свое внимание. Когда Руди Джулиани ( Rudy Giuliani ) был выбран на пост мэра Нью-Йорка, он принял решение избавиться от чистильщиков - людей на улицах, требовавших плату за чистку ветровых стекол автомобилей. Его мера была символической в крайней степени: сильно не изменила ежедневную жизнь ньюйоркцев, однако это была отчетливая демонстрация намерений.
Кроме того, Джулиани настаивал на проведении дважды в неделю встреч, на которых собирались бы более 100 старших офицеров полиции для обсуждения ежедневной криминальной обстановки в городе и рассказывали о мерах, принимаемых ими для улучшения ситуации. Джулиани объявил, что такие встречи повысят ответственность и прозрачность. Но истинной ценностью таких встреч было то, что они нарушили привычную рутину. Важно, чтобы лидер разрушал рутину. Систематические меры изменяют поведение. Будущее становится понятнее, а вслед за этим приходит уверенность.
Эффективный лидер не должен быть вспыльчивым, обаятельным или очень умным. Он должен быть понятным, ясность - это суть великого лидерства. Покажите нам четко, кому мы должны хотеть служить, покажите нам, в чем наша основная сила, покажите нам, на каких показателях мы должны сосредоточиться и какие меры должны принять, и мы вознаградим вас, вложив в работу всю душу, чтобы наше лучшее будущее стало реальностью.
По материалам журнала Fast Company