ВАДИМ ЗАРИПОВ,
руководитель аналитической службы юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» , специально для газеты «Бизнес»
В последнее время многие налогоплательщики ощутили на себе заметное расширение и усиление налогового контроля. Между тем статья 45 Конституции РФ провозглашает, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом». Это конституционное положение в полной мере относится к организациям как налогоплательщикам, защищающим свои права и законные интересы. Чаще всего организации в ожидании налоговых инспекторов ограничиваются проверкой правильности оформления деловой документации - наличия необходимых документов, заполнения всех реквизитов и т. п. Важность такой работы не вызывает сомнений, однако есть множество других эффективных и законных мер, позволяющих значительно снизить риск негативных последствий налоговых проверок. Вот лишь несколько рекомендаций.
Инструктаж персонала
Согласно Налоговому кодексу основной функцией налоговых органов является контроль за соблюдением предприятиями налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов в бюджет. Однако на практике основная задача проверяющих сводится к получению информации о допущенных нарушениях, а также доказательств таких нарушений.
Надо сказать, что с точки зрения информационного права (федеральный закон от 20.02.1995 «Об информации, информатизации и защите информации») организации являются собственниками создаваемых ими информационных ресурсов, а налоговые органы - пользователями этих ресурсов. Как собственники ресурсов организации вправе принимать меры к защите принадлежащей им информации и устанавливать не противоречащий законодательству порядок ее получения контролирующим органом - в частности, определять место и время передачи информации, назначать ответственных лиц, устанавливать другие необходимые процедуры.
В целях недопущения неконтролируемой утечки информации и координации всех служб в компании, как правило, назначается лицо, ответственное за все это во время проведения налоговой проверки. При этом сотрудники предупреждаются о том, что документы выдаются (а объяснения даются) проверяющим только с ведома или в присутствии ответственного лица. А это лицо перед выдачей документов их просматривает: по закону для подготовки документов к выдаче налоговому органу предоставляется пять дней.
Как правило, интересующая налоговиков информация добывается ими из объяснений сотрудников (а также из деловой переписки с контрагентами и служебных записей). Поэтому персонал компании необходимо проинструктировать о том, что, поскольку общение с проверяющими связано с выполнением трудовых обязанностей, пояснения необходимо давать только в рамках выполняемых функций и только о своем подразделении: начальник транспортного цеха не обязан рассказывать о том, что происходит на производственных участках, а снабженец - о происходящем в финансовом отделе, даже если им что-то об этом известно. Разговаривая с налоговыми контролерами, сотрудники должны сообщать только точно известные факты, а не высказывать предположения и догадки. Если требования проверяющих непонятны или вызывают подозрения, сотрудник вправе, сославшись на необходимость что-то вспомнить и подготовиться, посоветоваться с ответственным лицом. В любом случае сотрудники не обязаны писать объяснения сразу - они вправе взять тайм-аут.
Налоговый экспресс-аудит
В ходе такого, как правило, краткосрочного аудита выявляется налоговый потенциал и оцениваются налоговые риски компании.
Налоговый потенциал - это скрытые, неявные переплаты налогов в бюджет, которые возникают вследствие неясности налогового законодательства, из-за чего бухгалтерские службы, перестраховываясь, часто намеренно завышают суммы налоговых отчислений в спорных ситуациях. В ходе налоговой проверки и подведения ее итогов выявленные переплаты играют роль своего рода подушки безопасности, так как начисление недоимок должно производиться проверяющими не только с учетом выявленных нарушений, но и допущенных налогоплательщиком переплат в бюджет. В результате сумма налоговых претензий часто значительно уменьшается, а порой и вовсе сводится к нулю. Во всяком случае, как показывает наша практика, в любой организации имеются значительные переплаты налогов, и нередко их сумма оказывается большей, чем сумма недоимок,- и тогда выявленная положительная разница может быть возвращена предприятию или зачтена в счет будущих налоговых платежей по заявлению налогоплательщика.
Та же противоречивость налогового законодательства приводит к тому, что налогоплательщики часто допускают ошибки в исчислении налогов. Такие ошибки могут привести к недоплате в бюджет, а значит, к начислению недоимок, пеней, штрафов, возбуждению уголовных дел, ухудшению деловой репутации компании и ее положения на рынке. Проводимая налоговыми аудиторами параллельно с выявлением налогового потенциала внешняя проверка крупных сделок и сложных хозяйственных операций компании позволит ее руководителю получить представление о зонах риска и размерах возможных доначислений. В наиболее очевидных случаях организация может еще до начала проверки доплатить налог и пеню, избежав тем самым штрафов и других неприятных последствий. В спорных ситуациях компания может принять решение об отстаивании своей позиции в суде на основе рекомендаций налоговых юристов.
Создание прецедентов
С юридической точки зрения большинство налоговых инцидентов вызвано различным пониманием налогоплательщиками и налоговыми органами той или иной нормы налогового законодательства. «Платить или не платить?» - ответ на этот вопрос часто зависит не от желания добропорядочной компании, а от правильного понимания ею и налоговыми инспекторами требований закона.
Судебная практика показывает, что часто налогоплательщики и налоговые органы слишком усердно трактуют закон в свою пользу. Поэтому готовиться к проверке лучше заранее: не дожидаясь, пока грянет гром (пройдет два-три года деятельности компании, начнется налоговая проверка и все тайное станет явным), предприятие может заблаговременно начать судебное разбирательство по важному для себя, но спорному вопросу. Инициировать судебное дело можно, не согласившись, например, с отрицательным ответом финансового или налогового органа на запрос в отношении конкретной хозяйственной ситуации (постановление президиума ВАС РФ от 22.06.04 №2487/04) . Решение суда позволит заранее добиться правовой определенности и правильно заплатить (или не заплатить - в случае положительного судебного решения) налоги.
Следует, однако, помнить, что создание положительных прецедентов, особенно на уровне высших судебных органов, весьма сложное и ответственное дело. Крупные компании имеют возможность привлекать к участию в такой работе лучших налоговых юристов. Небольшим и средним предприятиям необходимо объединять свои усилия и ресурсы, чтобы пользоваться услугами только хорошо зарекомендовавших себя в этой сфере профессионалов.