10/10/2008, Автор: Николай Сорокин Источник: Журнал "Проверка в компании"
Сергей Разгулин, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России, подтвердил на семинаре выводы чиновников о том, что за четыре года количество проверок снизилось в три раза, при этом их эффективность возросла в четыре. Таким образом, проверять стали реже, но тщательнее. Лектор рассказал, как реагировать компании на те или иные требования налоговиков.
Инспекторы запросили документы в последний день проверки
Порой подобные требования налоговиков удивляют бухгалтеров компаний. Ведь по правилам предприятие должно предоставить запрашиваемые документы в течение 10 дней. А здесь получается, что документы будут переданы в инспекцию уже фактически после окончания выездной проверки.
Тем не менее требования инспекторов надо выполнить. Даже несмотря на то, что фактически документы компания передает в инспекцию уже после выездной проверки. Главное, чтобы документы были запрошены еще во время проверки. Налоговики имеют на это полное право в соответствии с пунктом 12 статьи 89 Налогового кодекса РФ. В противном случае за непредставление документов предприятию грозит штраф по статье 126 НК РФ. Аналогичные разъяснения даны в письмах Минфина России от 17 января 2008 г. № 03-02-07/1-19, от 13 февраля 2008 г. № 03-02-07/1-58.
Однако, если документы были затребованы в устной форме, представлять их компания не обязана. Это следует из пункта 1 статьи 93 Налогового кодекса РФ. Требование инспекции о представлении документов должно быть письменным.
При проверке в 2008 году налоговики затребовали документы за 2003 год
По общеизвестным правилам, выездная проверка может охватывать период не более трех лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о ее проведении (п. 4 ст. 89 НК РФ). То есть если решение датировано 2008 годом, у вас могут проверить только 2005–2007 годы. Проводить проверку за 2003 год инспекция не вправе.
Но здесь есть небольшое исключение. Инспекторы могут проверить 2003 год, если компания перенесла убыток 2003 года на будущие периоды, в частности на 2005 год.
Соответственно для того, чтобы проверить расчет налога на прибыль за 2005 год, необходимо подтвердить сумму убытка, полученного по итогам 2003 года. Поэтому документы 2003 года, подтверждающие размер убытка, имеют отношение к проверяемому периоду. И налоговая инспекция вправе их запросить. А вот налоговых претензий к 2003 году никаких быть не может. Поскольку этот период проверкой не охвачен. Более того, если инспекторы запросят документы 2003 года, которые не относятся к проверяемому периоду, компания может обжаловать их действия в вышестоящем налоговом органе.
Проверяющие просят документы по всем взаиморасчетам с контрагентом
Обычное явление — получить от налоговой требование представить документы по своему контрагенту. Причем четкий перечень документов может быть и не указан. Но таких документов по взаиморасчетам с контрагентом тысячи: договоры, накладные, счета-фактуры, платежные поручения. Особенно если это крупное промышленное предприятие, например завод. Неудивительно, что здесь компания приходит в замешательство, ведь физически невозможно представить такой объем документов по крупному контрагенту.
Здесь стоит вспомнить приказ ФНС от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338@. Там сказано, что в требовании должны быть указаны наименование, вид, реквизиты и другие признаки документов, позволяющие их идентифицировать. То есть требование должно содержать четкие сведения о том, какой именно документ запрашивается. Если точных сведений нет, то такое требование может не исполняться либо исполняться в том объеме, в каком его понимает сама компания. Поэтому в данном случае предприятие может в ответ на подобный запрос инспекции ограничиться, например, копией основного договора с контрагентом. Если же это не устроит налоговиков, они должны конкретизировать свой запрос и направить вам требование еще раз.
Инспекторы дважды требуют одни и те же документы
Формально у налоговой инспекции есть такие полномочия. Во время выездной проверки инспекторы могут еще раз истребовать те же документы, что и во время камеральной. Если назначается повторная проверка, то эти документы могут запросить третий раз. В настоящее время никаких ограничений законодательством не предусмотрено. И только с 1 января 2010 года ситуация изменится. Дело в том, что вступит в силу новая норма статьи 93 Налогового кодекса РФ, которая запретит налоговикам требовать документы повторно. То есть документы, представленные в инспекцию начиная с 2010 года, второй раз запрашиваться уже не будут. Исключение может быть только в двух случаях. Первый – когда компания представила в инспекцию подлинники, которые затем были ей возвращены обратно. И второй — если налоговая утратит документы по форсмажорным обстоятельствам.
Вместе с тем, если проверяющие требуют повторно документы в ходе одной выездной проверки, у предприятия есть право обжаловать действия инспекторов у руководителя налоговой. Для этого необходимо направить в инспекцию письмо. К нему приложить копии исполненного требования и описи уже представленных документов, а также копию нового требования. Как правило, эта мера достаточно действенна. Если же это не даст результата, то можно подать жалобу в УФНС или в арбитражный суд.
Проверяющие установили сроки представления документов, нереальные для выполнения
Если компания получила от инспекции требование о представлении документов и чувствует, что не сможет его исполнить в установленный срок, можно порекомендовать обратиться с ходатайством о продлении срока. Сделать это нужно в течение дня, следующего за днем получения требования. Ходатайство подается на имя руководителя налоговой инспекции, которая проводит проверку. В нем нужно указать уважительную причину, по которой предприятие не сможет вовремя подготовить пакет документов. Например, в связи с большим объемом запрошенных документов или в связи с тем, что они находятся по адресу филиала или иного обособленного подразделения. Инспекция после рассмотрения ходатайства может согласиться или отказать. Но в любом случае ходатайство будет свидетельствовать о том, что организация добросовестно стремилась исполнить требование и заранее предупредила налоговую. И если инспекция все-таки оштрафует предприятие за непредставление всех запрошенных документов в установленный срок, то можно обжаловать ее действия в суде. Суды, как правило, занимают сторону налогоплательщика. Они смотрят объем запрошенных документов, действия компании, наличие ходатайства и объем документов, который организация смогла представить.
Компания не успевает сдать декларацию в электронном виде
С 2008 года организации со среднесписочной численностью работников более 100 человек обязаны сдавать налоговую отчетность в электронном виде. В противном случае компанию могут оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса РФ, а руководителя и главного бухгалтера привлечь к административной ответственности. Кроме того, если организация опоздает на 10 дней со сдачей декларации, то инспекция может заблокировать ее счета на основании пункта 3 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Однако нередко предприятия не могут сдать вовремя отчетность из-за технических проблем, связанных с передачей данных. Например, не работает интернет, зависли компьютеры, неполадки со стороны специализированного оператора связи. В такой ситуации можно подать декларацию на бумажном носителе вместе с сопроводительным письмом. В письме объяснить, почему отчетность сдается не в электронном виде, а на бумаге. В большинстве случаев это может смягчить вину или вовсе избавить компанию от ответственности.
Налоговики не принимают декларацию, ссылаясь на устаревшую форму
Как известно, утвержденная новая форма налоговой декларации вступает в силу не ранее чем через месяц со дня официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (п. 5 ст. 5 НК РФ). То есть, для того чтобы новая декларация по налогу на прибыль начала действовать с 2008 года, приказ о ее утверждении требовалось опубликовать не позднее 30 ноября 2007 года. Однако не всегда эти правила соблюдаются. Иногда новые декларации появляются в течение года и имеют обратную силу, что фактически противоречит законодательству.
В такой ситуации можно порекомендовать компаниям: если новая форма декларации появилась в период сдачи отчетности и отчетность еще не сдана, то предприятие может выбрать ту форму, которая для него удобна. То есть можно сдавать декларацию по новой форме или пользоваться старой до того момента, пока новая декларация официально не вступит в силу. Арбитражная практика складывается, как правило, в пользу организаций.
При составлении акта нарушены сроки проверки
Может случиться так, что камеральную проверку инспекторы провели, например, в мае, а акт по результатам этой проверки был составлен только в ноябре. Исходя из того, что на камеральную проверку налоговикам отводится три месяца, компания может сделать вывод о нарушении инспекцией сроков проведения проверки и соответственно незаконности вынесенного нарушения. Однако это не совсем так.
С одной стороны, ревизоры нарушили срок проведения камеральной проверки. В пункте 2 статьи 88 Налогового кодекса РФ сказано, что камеральная проверка должна пройти в течение трех месяцев со дня сдачи декларации. С другой стороны, этот срок не является пресекательным. Иными словами, если инспектор нарушит сроки проведения камеральной проверки и при этом все же выявит факт неуплаты налога, то он имеет полное право принять меры по принудительному взысканию недоимки. Это подтверждают и судьи Президиума ВАС РФ в пункте 9 информационного письма от 17 марта 2003 г. № 71. Поэтому решение, которое вынесла инспекция в подобном случае, имеет полную юридическую силу, даже несмотря на то, что нарушены сроки проведения камеральной проверки.