АЛЕКСЕЙ САВКИН
Внедрить французские стандарты качества работы с налогоплательщиками, освободить малый бизнес от необходимости применять кассы и включить малые предприятия в систему госзакупок для нужд естественных монополий - такие преференции для «малышей» планируют глава Минэкономразвития Герман Греф и директор департамента государственного регулирования в экономике МЭРТ Андрей Шаров. Впрочем, сами бизнесмены сильно сомневаются, что чиновникам удастся сдержать хотя бы часть этих обещаний.
О своем желании существенно перестроить систему государственного контроля над предпринимателями Герман Греф заявил еще в прошлую пятницу (см. «Бизнес» от 30 мая). В числе прочих Герман Греф дал обещания «ликвидировать абсурды», с которыми сегодня вынужден мириться малый бизнес. Один из таких «абсурдов» - обязанность малых предпринимателей использовать контрольно-кассовую технику (ККТ). Правда, ничего конкретного Греф не обещал. Поэтому непонятно, кто и когда будет освобожден от обязанности применять ККТ. Получить комментарии в МЭРТ вчера не удалось.
«Видимо, тут подразумеваются две вещи. Во-первых, освободить бизнесменов от необходимости покупать кассы с ЭКЛЗ (электронной контрольной лентой защищенной.- „Бизнес”) и, во-вторых, разрешить предпринимателям, платящим единый налог на вмененный доход (ЕНВД), не применять в своей деятельности кассы»,- предполагает эксперт «Деловой России» Андрей Неведеев. При этом он уверен, что продавить такую поправку практически нереально даже для МЭРТ. «Все дело в том, что сейчас идет борьба между МЭРТ и Федеральной службой безопасности (ФСБ),- объясняет подоплеку Неведеев.- МЭРТ удалось настоять на создании предотгрузочных инспекций, против которых выступает ФСБ. Сейчас, насколько мне известно, ФСБ может сделать так, чтобы эти инспекции контролировали только „незначительные” товары. Греф, видимо, рассудил: если ФСБ лишает меня предотгрузочных инспекций, то я наеду на их ЭКЛЗ».
«Дело не столько в силовом потенциале МЭРТ, сколько в прочности позиции Минфина, который категорически против освобождения „вмененщиков” от обязанности применения ККТ. Видимо, в этой ситуации также многое будет зависеть от позиции правительства и президента,- считает президент „ОПОРЫ России” Сергей Борисов.- Кассы для „вмененщиков” - это дополнительный административный барьер и ничего более». Для покупки и обслуживания ККТ требуется около $1 тыс. в год, отмечает президент «ОПОРЫ России». «На бизнес должны возлагаться только те ограничения, которые касаются государственных или общественных интересов, а не зависят от прихоти отдельно взятого федерального ведомства»,- подводит итог Борисов.
Напомним, что рынок производства и монтажа ЭКЛЗ целиком и полностью контролирует подведомственная ФСБ структура - ФГУП «Атлас» и ее дочерние компании. Если предпринимателям разрешат покупать кассы без электронной ленты, «Атлас» может потерять примерно $200 млн в год, отмечает Неведеев. «Поэтому я очень сомневаюсь, что у Грефа что-нибудь получится. Но уже хорошо, что МЭРТ заняло четкую позицию по этому вопросу. И надо отметить, что это первый случай масштабного наезда МЭРТ на чекистов»,- говорит эксперт.
Другая новация МЭРТ также призвана порадовать бизнес. Греф считает, что в ближайшее время все чиновники должны перейти на «французские стандарты обслуживания граждан и предпринимателей в налоговых органах». То есть «налогоплательщик не должен тратить более 5 минут на сдачу налоговой отчетности и 15 минут в дни сдачи годовой отчетности». Кроме этого, «ответ на вопрос налогоплательщика по телефону должен быть подготовлен за 48 часов», а при обслуживании телефонного звонка налогоплательщик может быть переадресован только один раз. «Для достижения французских эталонов качества госуправления необходимо кардинальным образом изменить отношение государства к налогоплательщикам,- полагает Борисов.- Учитывая российские традиции выполнения государственных функций, можно ожидать серьезное сопротивление бюрократического аппарата таким нововведениям». Так что внедрение таких стандартов в ближайшее время весьма маловероятно, резюмирует Борисов. «Это идеальные условия, и мы к этому, конечно, в конце концов придем. Лет через сто»,- грустно шутит Неведеев.
Кроме этого, МЭРТ обещает поддержать малый бизнес, обеспечив ему доступ к системе госзакупок для нужд естественных монополий. «Сюда относятся как выбор банка и поставка промышленного оборудования, так и приобретение мебели. То есть мы расширяем рынок сбыта для малых предприятий»,- сказано в докладе Андрея Шарова.
«Странные какие-то заявления. И сейчас монополии должны устраивать тендеры для поставки нужного им оборудования. Только делается это очень интересно. На конкурсах практически всегда побеждает фирма, дружественная руководству монополии. Причем побеждает она совершенно честно. Правда, после тендера выясняется, что стоимость услуг почему-то увеличивается в разы»,- комментирует предложение МЭРТ Андрей Неведеев. «Вряд ли малый бизнес реально выиграет от этих инициатив. Конкурентоспособность малого бизнеса в сравнении со средними и крупными предприятиями пока еще достаточно низка, а значит, на практике у него не будет никаких шансов на победу в торгах»,- считает Борисов.
По мнению Неведеева, было бы лучше, если бы МЭРТ поручило предпринимателям разработать новые условия проведения торгов. «Представители бизнес-объединений, без сомнения, способны на это»,- уверен Неведеев. «Для расширения рынков сбыта малых предприятий необходимо обеспечить им специальные преференции, в том числе при участии в поставках товаров для нужд естественных монополий»,- предлагает в свою очередь Борисов.