Ирина Колодина
В 2005 году Минфин России совместно с профессиональным сообществом подготовит новую редакцию закона о бухгалтерском учете. Сроки установлены жесткие - за три месяца проект закона должен быть разработан, только в этом случае его успеют принять в будущем году. Отметим, что это не первая попытка переписать закон о бухучете: три года назад законопроект уже разрабатывался, но окончательный вариант так и не был подготовлен. О новой редакции закона рассказывает один из его разработчиков, председатель правления фонда "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (НСФО), член Комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Буренин.
- Для чего нужен новый закон о бухгалтерском учете? Чем плох старый?
- Бухучет не вещь в себе, это отражение социальных и экономических процессов. Раньше у нас была совсем другая страна, другая экономическая ситуация, работали иные экономические институты. Закон, возможно, был вполне хорош и адекватен для той ситуации, но в нынешней уже не может выполнять необходимые функции. Когда у нас была плановая экономика, бухучет был нужен для того, чтобы беречь активы государства. Государство было собственником, с другой стороны выступали государственные же предприятия. Внешних пользователей отчетности не было, поэтому законодательство представляло собой, по сути дела, инструкцию по тому, как выполнять определенные действия внутри предприятия. Инвестиционных задач не ставилось. Соответственно, и разработчиком отчетности, и пользователем было государство. Затем появились коммерческие организации, но и государство еще сохраняло серьезные позиции в экономике. Закон "О бухгалтерском учете" 1996 года, действующий и сегодня, отражает именно эту экономическую ситуацию. Этот закон в некоторых моментах уже ориентирован на будущее: там предусмотрены, например, такие вещи, как необходимость публикации отчетности. Но в то же самое время он несет отпечаток прошлого. И это очень хорошо видно, например, из целей, которые ставятся перед бухучетом и отчетностью в преамбуле закона. С одной стороны, в законе говорится, что бухгалтерская отчетность делается в интересах инвесторов, с другой - что отчетность нужна для контроля со стороны государства. И, соответственно, большая часть закона посвящена таким проблемам, как обязанности главного бухгалтера, разъяснениям, что такое первичная документация, то есть вопросам, которые на самом деле должны регулироваться внутренней инструкцией предприятия, а не государством. Кроме того, весьма показательно, что закон устанавливает примат налоговой отчетности, финансовая отчетность находится по отношению к ней в подчиненном положении. Для своего времени Закон "О бухгалтерском учете" 1996 года хорошо послужил. Но теперь, когда мы говорим об организации институтов инвестиционного сообщества, когда мы признаем, что финансовая отчетность призвана служить интересам инвестора, роль государства должна сводиться к контролю за тем, чтобы отчетность действительно отражала положение дел внутри организации и была доступна всем заинтересованным пользователям. Государство должно создать инфраструктуру и не вмешиваться во внутренние дела организации и взаимоотношения между инвесторами. В этом плане, безусловно, существующий Закон о бухучете устарел. Так, например, он не предусматривает такие важные элементы инфраструктуры, как участие экспертного сообщества в разработке законопроектов или возможность введения международных стандартов отчетности (МСФО). Закон вместо того чтобы сконцентрироваться на аспектах институциональных, говорит о технических и методологических вопросах организации бухучета. В этой связи и минфин, и экспертное сообщество дозрели до того, чтобы сказать: закон не отражает реальность и нужно его менять.
Новый законопроект "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" по большому счету нельзя даже сравнивать с действующим, так как у него другой предмет регулирования. Если действующий закон в большей степени направлен на организационно-методологические вопросы, то разработанный проект ставит во главу угла систему регулирования отчетности. В нем вы не найдете разъяснений, что такое регистры, первичная документация или кто такой главный бухгалтер. Там речь идет об органах регулирования, их правах и обязанностях: кто за что отвечает, как происходит процесс принятия решений с целью достижения его прозрачности. Фактически делается попытка создать систему принятия решений, которая была бы способна вырабатывать наиболее качественный продукт в виде стандартов финансовой отчетности. Притом вопрос, какие это будут стандарты: национальные или международные, - остается во многом за рамками законопроекта. Если система регулирования будет эффективной, то она будет вырабатывать качественные решения.
- В законопроекте говорится о том, что должен появиться независимый профессиональный орган регулирования, решения которого после одобрения уполномоченным госорганом будут получать силу нормативно-правового акта. Какие из существующих организаций могли бы занять это место или этот орган нужно создавать с нуля?
- Весь вопрос во времени. Если мы говорим, что независимый профессиональный орган регулирования должен приступить к работе уже завтра, то пока такого органа нет. Здесь есть несколько проблем. Начнем с того, что сама по себе идея появления негосударственного органа, который будет вырабатывать государственные стандарты, безусловно, нова. Мы не найдем сейчас чего-то подобного в других отраслях. Есть органы совещательные, консультативные, саморегулируемые. В новом законе о бухучете речь идет не об этом. Саморегулируемые организации (СРО) объединяют людей по профессиональному признаку и регулируют деятельность внутри организации. Они придумывают этические стандарты, механизмы контроля, но не разрабатывают нормы, которые распространяются вне этих СРО. Новый орган не будет представлять интересы профессии, ведь финансовая отчетность предназначена не для бухгалтеров, а для профессиональных пользователей: инвестиционных банкиров, прочих инвесторов - тех, кто вкладывает деньги. Поэтому в этой организации должны быть представлены самые разнообразные профессии: бухгалтеры, аудиторы, банкиры, биржевики, профессиональные инвесторы. Полномочия СРО значительно уже. Решения новой организации после одобрения госорганом должны стать обязательными к исполнению для всей страны, а не только для ее членов. Это должна быть организация в виде фонда, учредители которого должны быть отделены от принятия решений. В законе необходимо четко прописать формальные требования к негосударственной организации-регулятору. Но мы должны понимать, что организацию, которая будет отвечать формальным признакам, создать очень несложно. Это можно сделать за несколько дней. Но не факт, что послезавтра эта организация начнет вырабатывать стандарты, устраивающие всех. Такая деятельность требует достаточно долгого времени и значительных ресурсов для становления. Нужно собрать экспертов надлежащего уровня, дать им время сработаться, наладить инфраструктуру. Поэтому сейчас речь идет о том, чтобы заложить в законопроект механизм, когда организация-регулятор будет наделяться полномочиями постепенно. Начиная, возможно, c консультативных функций до нормотворческих через какое-то время. Отмечу, что минфин уже поддержал идею о том, что предметом регулирования нового закона должна быть именно система регулирования, а не методология бухучета. Кроме того, минфин не отрицает возможности создания негосударственного органа регулирования. То есть по двум ключевым моментам законопроекта согласие минфина уже есть.
- Какой будет дальнейшая судьба законопроекта? Когда реально он будет внесен на рассмотрение в Госдуму?
- До 15 июля Фонд НСФО собирает мнения экспертов, на основании которых будут вноситься поправки в подготовленный законопроект. Потом предстоит этап согласования с госорганами. В плане законодательных работ правительства на этот год закон о бухучете не стоит, поэтому предположительно законопроект может поступить в Госдуму в первом квартале будущего года.
- Какие последствия для рядовых бухгалтеров может иметь принятие новой редакции закона? Не означает ли это, что им придется заново переучиваться, вносить серьезные изменения в свою работу?
- Принятие закона не повлечет за собой никаких немедленных последствий. Будет изменена сама система регулирования, а не система бухучета. Более того, жизнь, может быть, в некотором плане станет легче. В действующем законе есть ряд технических требований, которые перегружают бухгалтеров ненужной работой. В частности, в законодательстве установлены достаточно серьезные требования по предоставлению отчетности в разные органы. Налоговая служба требует весь объем бухгалтерской информации, в то же время понятно, что в подавляющем большинстве случаев эта информация им не нужна. Достаточно вполне камеральных проверок. В законопроекте мы предлагаем принцип единого окна - когда бухгалтерская отчетность сдается только в один госорган, например, в орган статистики (если правительство определяет его в качестве такового), а остальные учреждения в случае необходимости могут получать информацию уже там.