Мария Хованская
Темперамент – это наиболее общая формально-динамическая характеристика индивида. Сам по себе темперамент не определяет уровень успешности личности в той или иной сфере профессиональной сфере. Тем не менее, накладывая свой отпечаток на индивидуальные особенности личности, темперамент может оказывать влияние на работу человека.
Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало.
Один из них – Тест-опросник темперамента Я. Стреляу, который так и называется: "Личностный опросник Я. Стреляу". Он предназначен для диагностики основных свойств нервной системы – силы процесса возбуждения/торможения и подвижности.
В основе опросника лежит концепция И. П. Павлова о трех основных свойствах нервной системы: силе слабости, уравновешенности неуравновешенности, подвижности – инертности.
Комбинации этих свойств нервной системы определяет тип высшей нервной деятельности. По силе процесса возбуждения различают сильный или слабый тип нервной системы. Сильный тип нервной системы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения может быть уравновешенным и неуравновешенным. Сильный уравновешенный тип, в свою очередь, подразделяется на подвижный и инертный.
Опросник Я. Стреляу имеет три диагностические шкалы. Первая шкала направлена на измерение уровня процессов возбуждения ("В"), вторая – на диагностику уровня процессов торможения ("Т"), третья определяет уровень подвижности нервных процессов ("П").
Всего тестируемому субъекту предъявляется 134 вопроса. Его задача – ответить на каждый вопрос "да", "не знаю", "нет". Отвечать необходимо быстро, не задумываясь. Свои ответы он должен помечать на специальном регистрационном бланке.
После получения ответов на все вопросы можно приступить к обработке результатов. Для этого используется специальный "ключ" (в варианте "карандаш – бумага" – это трафарет с прорезями, который накладывается на регистрационный бланк).
Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Если эта сумма превышает 42 балла, считается, что свойство, на диагностику которого направлена данная шкала, выражено у тестируемого субъекта в высокой степени.
Интерпретация результатов проводится также в русле теории Павлова. Так, высокий результат по шкале возбуждения "В" отражает способность нервной системы тестируемого выдерживать интенсивное и длительное воздействие раздражителей, не демонстрируя запредельного торможения. Индивид, обладающий этим свойством, способен интенсивно реагировать на раздражители, сохранять длительное время высокую эффективность деятельности в экстремальных условиях.
Высокий результат по шкале торможения "Т" является свидетельством способности нервной системы индивида к выработке тормозных условных рефлексов. Такие индивиды могут блокировать произвольные и импульсивные действия в ситуации запрета деятельности.
При высоком результате по шкале подвижности "П" нервная система характеризуется способностью к быстрой перестройке реакций при смене раздражителя. Такие индивиды не теряются при столкновении с новыми обстоятельствами, они проявляют готовность к взаимодействию с новыми объектами и явлениями.
Другой опросник темперамента – "Опросник структуры темперамента В. М. Русалова" (ОСТ). Он предназначен для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента.
Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста.
В опроснике ОСТ 105 вопросов. Тестируемый должен ответить на каждый из них "да" или "нет".
По результатам ответов вычисляются 9 шкал. Одна из них – Шкала социальной желательности ответов ("К") – является контрольной. С помощью нее определяется степень откровенности и искренности тестируемого.
Другие восемь – это шкалы свойств темперамента:
1) Шкала выносливости (предметной эргичности) – вопросы этой шкалы касаются уровня потребностей человека в освоении им предметного мира, стремления к труду;
2) Шкала социальной эргичности – свидетельствует об уровне потребностей в социальной жизни, стремлении к лидерству;
3) Шкала социальной пластичности – характеризует степень легкости или трудности переключения в общении от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникаций;
4) Шкала пластичности – имеет отношение к степени легкости переключения с одного предмета на другой;
5) Шкала темпа и скорости – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных процессов при выполнении предметной деятельности;
6) Шкала социального темпа – касается речедвигательной скорости в процессе общения;
7) Шкала эмоциональности – состоит из вопросов, имеющих отношение к эмоциональным реакциям, чувствительности к неудачам в деятельности;
8) Шкала социальной эмоциональности – касается эмоциональной чувствительности в сфере общения.
Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке
испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.
В.М. Русаловым был разработан другой вариант опросника – "Опросник формально-динамических свойств индивидуальности" (ОФДСИ). Он содержит 150 утверждений, которые тестируемый должен оценить с точки зрения своего поведения: как характерные, довольно характерные, мало характерные и не характерные для него. Для выбора ответа тестируемого просят представить себе типичные ситуации и свое обычное поведение в них.
Обработка результатов опросника проводится в соответствие с "ключами". По каждой шкале подсчитывается сумма баллов. Рекомендуется использовать компьютерную обработку данных, особенно в ситуации обследования большого числа тестируемых.
В опроснике ОФДСИ 12 шкал. К каждой шкале относится по 12 вопросов, в Контрольной шкале – 6 вопросов. Эта шкала (Шкала социальной желательности) служит для проверки искренности тестируемого: если сумма полученных баллов по ней превышает 18, его данные из дальнейшей обработки исключаются.
12 шкал группируются в 3 сферы: психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная. В каждой сфере рассматриваются проявления четырех формально-динамических свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности.
Используя эти опросники, необходимо помнить, что нет "плохих" и "хороших" темпераментов. Темперамент характеризует динамические особенности личности, но не дает информации об убеждениях, идеалах, мотивах поведения человека. Следовательно, темперамент не является показателем общественной ценности личности, ее возможностей, не способен предсказывать успешность или неудачи в жизни и профессии. Люди разного темперамента могут добиться высоких успехов в одном и том же виде деятельности, только идут они к этому успеху разными путями.
Тем не менее, все-таки, существуют виды профессиональной деятельности, для успешности которой темперамент имеет определяющее значение. К такой деятельности относится, например, профессия оператора энергосистем. Человек, успешно справляющийся с этой деятельностью, сохраняющий самообладание в экстренных ситуациях, способный быстро принимать ответственные решения, должен, как показали исследования отечественных психофизиологов, обладать сильной нервной системой (обеспечивающей длительную выносливость), уравновешенностью процессов возбуждения и торможения (необходимой при экстренном напряжении), помехоустойчивостью к действию внешних факторов и подвижностью нервных процессов (определяющей возможность быстрого переключения с одного объекта на другой).
Об опросниках темперамента можно прочитать в следующих книгах:
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
- Рабочая книга практического психолога. М., 2002 г.
- Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 1990.
- Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М., 1997.