Елена Николаева, заместитель председателя «Деловой России», президент компании «Новые технологии» ГК «Каскад», владелец производственно-кондитерской фабрики «Золотой крендель», рассказала корреспонденту «Бизнеса» Алексею Савкину о проблемах, связанных с открытием собственного дела.
- Даже если бизнесмену удалось решить невероятно сложный вопрос с получением кредита для старта, предстоит пройти сумасшедшую процедуру открытия фирмы. Казалось бы, сейчас, после введения системы «одного окна», проблем быть не должно. Ничего подобного! Эта система может растянуть процесс на несколько месяцев. Подаются документы, и через некоторое время они возвращаются, потому что кое-где неправильно расставлены запятые. И все это может тянуться очень долго. Поэтому если раньше фирму можно было купить всего за 500 долларов (или даже меньше), то теперь цена на зарегистрированные фирмы возросла.
Бывает так, что предприниматель еще не успел начать работать, а к нему уже приходит налоговая и говорит с улыбкой: здравствуйте, вы наш клиент. Надо быть готовым к тому, что фирму начнет мучить огромное количество инспекций. Помогать, естественно, никто не будет, а получить «причитающееся» захотят все. Поэтому все должно быть в рамках закона. Иначе инспекторы найдут слабое звено и раскрутят по полной программе.
- Из ваших слов следует, что число проверок будет расти, как снежный ком?
- Есть масса инспекций городского, регионального и федерального уровней. Они удивительным образом умудряются проверять друг друга, проверяя тебя. Я совершенно спокойно отношусь к любому виду инспекций, если они осуществляются в рамках правового поля. В Англии приходит инспектор и говорит: вы знаете, у вас есть недоработки, но мы вам можем посоветовать сделать так-то и так-то. У нас инспекторы видят в предпринимателе врага, которого нужно либо уничтожить, либо «посадить на иглу», чтобы он был зависим от проверяющих.
- Вы могли бы оценить стоимость административных издержек - то есть сумму взяток, которые нужно давать?
- Я отношусь к тому странному виду предпринимателей, которые взяток не дают. Считаю, что лучше потратить часть здоровья и сил, чем дать кому-нибудь на лапу.
- Такое возможно?
- Я предпочитаю платить своим юристам. Это очень большие издержки, несколько десятков тысяч долларов. И для микрофирм, я понимаю, накладно.
- Но как все-таки быть?
- Мой личный совет начинающим: минимизируйте эти издержки. Потому что неформальные отношения могут затянуть вас на самое дно.
Сколько стоит открытие дела в Москве и какие сложности возникают при этом?
Дина Крылова, руководитель центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России», президент консалтинговой группы «Система эффективных технологий».
По сравнению с теми проблемами, которые появляются у предпринимателя в процессе ведения бизнеса, регистрация представляется самой незначительной. Надо суметь закрепиться на рынке в условиях жесткой конкуренции, наладить сбыт своих товаров или услуг.
Много трудностей возникает, если для ведения бизнеса необходимы лицензии, соответствующие разрешения и согласования со стороны органов власти. Их получение может обойтись значительно дороже, чем это официально декларируется, потому что навязываются услуги и платежи, не предусмотренные законом.
Ярослав Полеско, владелец нескольких торговых объектов в Москве.
Регистрация -– это самая спокойная часть при открытии своего бизнеса. Большие затраты, связанные с открытием дела, составляет аренда помещения. За помещение в Москве площадью 50 кв. м предпринимателю в среднем приходится отдавать по 2–3 тысячи долларов в месяц. Получить земельный участок в столице для бизнесмена практически невозможно. По моим данным, чтобы получить участок в 100 кв. м в аренду на три года, надо потратить на взятки 50–100 тысяч долларов.
Когда я открывал торговые точки, то проходил множество инстанций, чтобы получить от них согласительные заключения: нужно было посетить санитарную службу, инспекцию пожарного надзора, административно-техническую инспекцию, заключить договор электроснабжения. Самая большая сложность в том, что соглашения на все эти действия дают представители префектур и управ. Если они не разрешат хоть одной службе дать свое заключение, торговая точка окажется вне правового поля.
Георгий Комаров, председатель московского профсоюза предпринимателей «Лига свободы», предприниматель, владелец одной из столичных фирм.
Совсем не возникает сложностей, когда нужно зарегистрироваться в налоговых органах. Идти нужно всего в одну службу, которая оснащена сейчас современными технологиями и в течение пяти дней регистрирует ООО.
Что касается затрат, то для меня они были не очень большими. Единственная сложность - посещение социальных фондов, куда налоговая отправляет уведомления: эти фонды разбросаны по всей Москве. У многих предпринимателей возникают затраты на аренду помещения. Ко мне это не относится, потому что я арендую офис не в бизнес-центре.
Сергей Быков, руководитель фирмы «Автополис».
Прежде чем открывать свое дело, нужно обладать знаниями в какой-то узкой области. И не стоит сразу же идти в торговлю, поскольку там большая конкуренция.
Для начинающего предпринимателя важно, чтобы отчисления в бюджет были невысокие. Приведу один пример: если взять в аренду машину и нанять водителей, то за них придется платить 26% ЕСН. Если же взять машину с экипажем, то таким образом завышается арендная ставка, зато зарплата водителям будет меньше, в результате налоговая нагрузка снижается.
Еще одна проблема - кадровая: надо найти квалифицированных специалистов. Правда, некоторые работники могут стать в будущем конкурентами. Так, за свою практику я «вырастил» 20 конкурентов.
Андрей Насонов, зампред профсоюза предпринимателей «Лига свободы», предприниматель без образования юридического лица.
Регистрация ПБОЮЛ не требует каких-либо усилий и денежных затрат. Недавно я проходил перерегистрацию, и у меня не было никаких проблем. Конечно, самые большие трудности в Москве с арендой помещения, которая «съедает» 50–70% прибыли. В среднем стоимость аренды составляет 1500 евро в месяц.