Топ-менеджеры крупных британских банков дают понять, что готовы получить бонусы впервые за два года. Как сообщила The Wall Street Journal, руководители Royal Bank of Scotland Group, Barclays, Lloyds, HSBC получат от 2 до 4,3 млн фунтов на человека. Отказ от бонусов был платой за финансовый кризис. Правительственная помощь спасла банки от краха, а теперь банкиры решили, что время заслуженных бонусов вернулось. Как сказал глава Barclays Роберт Даймонд, у банкиров был период для раскаяний и извинений, и он должен закончиться: "Нам нужно, чтобы наши банки были готовы на риск, были уверены в своих силах и сотрудничали с частным сектором, чтобы создавать в стране рабочие места и способствовать экономическому росту".
Бонус раздора
Время раскаяний банкиров за кризис прошло, или С возвращением, дорогой бонус! В кризисные годы на Западе разразилась настоящая война с бонусами топ-менеджеров банков. "Жирными котами" банкиров назвал американский президент Барак Обама. "Они никак не могут понять, почему люди злятся на банки. Ну что же, давайте посмотрим: вы, ребята, выплачиваете 10-20-миллионные бонусы после того, как Америка прошла через самый худший год за последние несколько десятилетий, причем это именно ваша вина. Не говоря уже о том, что у нас 10% безработицы", - говорил на совещании по банковской деятельности в 2009 году Обама. "Не для того я занял этот пост, чтобы помогать кучке жирных котов-банкиров", - сказал тогда он. Несмотря на это, ведущие банки Уолл-Стрит продолжали выплачивать бонусы в течение двух прошедших лет, и в этом году их уровень высок - по данным WSJ, в два-четыре раза выше, чем у британских коллег. Например, гендиректор Goldman Sachs Ллойд Бланкфейн может получить более $12,5 млн. Правда, часто это не только наличные, но и акции банков с запретом на их продажу в течение нескольких лет.
История с бонусами получила громкую огласку из-за двух моментов. Во-первых, система мотивации персонала и топ-менеджмента банков приводила к принятию непомерно высоких рисков, в частности, в инвестиционном банкинге, пояснил Егор Федоров, аналитик Банка Москвы, в ходе он-лайн конференции на сайте Finam.ru. Во-вторых, банки, привыкшие стимулировать свой персонал бонусами, хотели воспользоваться этим инструментом после получения средств господдержки во время кризиса. Это вызвало логичные возмущения в мировом сообществе, ведь в подавляющем большинстве стран банковские системы были поддержаны государственными деньгами. Об ограничении бонусов руководителям финансовых институтов договаривались все страны "большой двадцатки".
В целом, бонусы половины банкиров Великобритании и США за 2010 год увеличились по сравнению с выплатами за 2009 год, сообщало агентство Reuters. По данным опроса, в Соединенных Штатах в 2010 году выплаты, которые не связаны с фиксированной заработной платой, выросли у 56% опрошенных работников банковской сферы, в Великобритании - у 49% банкиров. При этом в Великобритании общественное и политическое давление в этом вопросе все еще довольно сильно, и есть вероятность, как пишет WSJ, что банкирам придется искать какой-то компромисс, например, часть своих бонусов направлять на благотворительность. Так в этом году уже поступил швейцарский Credit Suisse - банк обязал своих ведущих сотрудников потратить часть бонусов на благотворительные взносы. При этом банк имеет и право выплачивать бонусы с задержкой.
"Бонусы топ-менеджерам должны выплачиваться, потому что это зафиксировано в контрактах, и двухлетний мораторий не может длиться вечно, - считает Дмитрий Юрцвайг, независимый банковский эксперт. - Надо понимать, высший управленческий менеджмент - высококвалифицированные люди, которые нарасхват на рынке".
Российским бонусам кризис по колено?
В России жесткие ограничения по бонусам банкиров не вводились, отмечает Станислав Волков, руководитель отдела рейтингов кредитных институтов "Эксперт РА". "Тема вознаграждений - довольно закрытая, раскрывают эту информацию в основном банки, которые торгуются на бирже", - говорит эксперт. "Насколько я знаю, в РФ даже в 2008 году в ряде организаций, наряду с сокращениями младшего персонала и мидл-менеджмента, бонусы "топам" платились", - соглашается Дмитрий Юрцвайг. "С другой стороны, во многих компаниях бонусы привязаны к соответствующим личным и корпоративным KPI (ключевые показатели эффективности), поэтому вознаграждения напрямую зависят от их выполнения. Поскольку ограничений регуляторы не вводили, бонусы в таких структурах выплачивались в соответствии с принятой системой мотивации", - говорит эксперт.
Кстати, и "жирными котами" банкиров в России лучше не называть. Такое наставление делал премьер-министр Владимир Путин. Он призывал обходиться без таких "лозунгов, так как банкиры кредитуют промышленность". При этом Минфин РФ обещал приготовить новые правила для выплаты бонусов банкирам, чтобы "стимулировать их к долгосрочной, устойчивой работе своих институтов, а не к быстрой прибыли, которая дает быстрые бонусы". Было решено, что входящие в советы директоров компаний государственные служащие не получают вознаграждения. Также в конце 2010 года было заявлено о введении системы мотивации руководящего персонала госбанков. "В частности был согласован вопрос об опционных программах для топ-менеджмента ВТБ и "Сбербанка". В настоящий момент детали этих программ еще не раскрыты, но известно, что переменная часть вознаграждения будет зависеть от долгосрочных результатов банка", - говорит Егор Федоров, аналитик Банка Москвы.
Так как сам президент Дмитрий Медведев призывал глав госкомпаний "вести себя прилично", многие банки самостоятельно сокращали бонусы. Выступая на годовом собрании акционеров летом 2010 года, глава ВТБ Андрей Костин говорил, что несколько членов набсовета банка, включая его самого, отказались от вознаграждения по итогам 2009 года. При этом, согласно отчетности ВТБ по МСФО за 2009 год общая сумма вознаграждения директорам и ключевым руководящим сотрудникам группы, включая пенсионные взносы, составила 3,2 млрд рублей, в 2008-ом - 2,6 млрд рублей. К ключевым руководящим сотрудникам относятся члены наблюдательного совета ВТБ, правления ВТБ, ревизионной комиссии банка и ключевые руководящие сотрудники дочерних компаний. Только за 9 месяцев 2010 года сумма выплат им уже достигла 3,1 млрд рублей, данных за весь прошлый год пока нет. В отчетности "Сбербанка" говорится, что на конец 2009 года общая сумма вознаграждения ключевого руководства группы, включая заработную плату и премии, составила 506 млн рублей против 934 млн рублей в 2008 году. По некоторым данным, которые приводили СМИ, каждый из руководителей "Сбербанка" в 2009 году получил в среднем 32,6 млн рублей, а глава банка Герман Греф ежемесячно получал выплаты в размере 2,2 млн рублей (зарплата и бонусы). Сам Греф сообщал, что в первом полугодии 2009 года бонусы были урезаны, но во втором - выплачивались. В своей отчетности банк также приводит информацию о том, что начисленные расходы по выплате вознаграждения персоналу за 2009 год составили 11 781 млн рублей, в 2008 году - 10 180 млн рублей. О сокращении бонусных выплат членам правления сообщали и Банк Москвы и "Газпромбанк". А "МДМ-банк", к примеру, и вовсе первым из российских банков полностью отказался от системы бонусов топ-менеджерам. Летом 2010 года члены правления банка подписали пятилетние контракты, в которых была зафиксирована их зарплата на этот период.
Вообще российские банки в меньшей степени, нежели западные, "злоупотребляли" системой бонусирования до кризиса. "В момент кризиса большинство банков пересмотрело свою систему в сторону большего ужесточения, - подтверждает Егор Федоров. - По мере восстановления, в силу роста конкуренции в банковском секторе российские банки постепенно возвращаются к практике бонусирования". "На счет бонусов информация закрыта, но, судя по росту доходов сотрудников российских банков, повышение составило приблизительно 20 процентов (за 2010 год)", - комментирует в свою очередь Анатолий Аксаков, член комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам, президент Ассоциации "Россия".
Источник finam.ru