Почти каждый третий соискатель, подыскивая новое место работы, крайне чувствительно следит за размером и компонентами нематериальных компенсаций. Опции социального пакета - это своего рода привилегии, которые демонстрируют сотруднику его значимость для компании. От правильного точечного решения часто зависит, удастся надолго удержать высококвалифицированного сотрудника или нет.
Антон СКАКОДУБ
Как свидетельствуют аналитики, более 75 % всех отечественных менеджеров охвачены тремя базовыми опциями социального пакета, т. е. медицинской страховкой, оплатой связи и транспортными расходами.
А далее у любого HR-специалиста возникает простор для маневра и творчества.
Выгоды нематериальности
Среди дополнительных опций компенсационного пакета - оформление льготных путевок в дома отдыха, санатории, детские лагеря; туристические выезды за счет фирмы; оплата занятий спортом и фитнесом; оплата программ обучения персонала; предоставление кредитов; дисконтные системы корпоративной продукции.
В среде HR-менеджеров устойчиво сложилось представление о том, что для повышения мотивации эффективнее лучше увеличить объем нематериальных компенсаций, нежели поднять заработную плату на 3000 рублей. Этому есть свое экономическое обоснование. Скажем, обеспечение летнего отдыха детей сотрудника с помощью путевок в оздоровительные лагеря может обойтись в 15-20 тысяч рублей в год и будет воспринято специалистом исключительно высоко. В то же время альтернативное, равное по стоимости, повышение зарплаты на 1500 рублей в месяц может стать попросту оскорбительным. Путевки в летние оздоровительные лагеря предоставляют многие предприятия советского типа – заводы «Звезда», «ГО Обуховский завод», «ПО Элтехника и другие. У них есть свои, с давних времен существующие базы отдыха.
То же касается туристических путевок и коллективных договоров с фитнес-центрами. В экономическом плане они оказываются заметно более выгодными, а в психологическом – на порядок более эффективными. Например, фитнес – очень модная тенденция, которой придерживается широкий спектр компаний, начиная от сети аптек «Первая помощь» и заканчивая автомобильной корпорацией «Грузомобиль».
Кредиты и скидки
Помимо «классических» детских путевок, существует возможность предоставить сотрудникам совместный корпоративный отдых с детьми. Это крайне положительно влияет на внутрикорпоративный климат. Такие акции позволяют быстро исчерпать неформальные контакты, развивая единство и позитивные межличностные отношения. Корпоративные программы отдыха и обучения сотрудников – конек компании «Digital Design».
Оплата обучения справедливо причисляется соискателями к числу наиболее интересных опций. Тренинги, курсы и, тем более, второе высшее образование способствуют повышению квалификации, одновременно «выдергивая» сотрудника из часто монотонной офисной работы. В образовательном повышении квалификации менеджеров низшего и среднего звена заинтересованы IT- и торговые компании. К примеру, обучение за счет компании многим соискателям предлагает сеть гипермаркетов «Старт».
О кредитовании сейчас говорят много и данный метод стимулирования востребован все больше. Например, крупные строительные холдинги позволяют своим сотрудникам брать беспроцентные ссуды на жилье, приобретаемое у компании. Такие программы есть, например, у строительного холдинга «Эталон-ЛенСпецСМУ»
Кредитование жилья вообще является популярным шагом стимулирования лояльности. Статистики свидетельствуют, что почти половина современных российских топ-менеджеров берут кредиты на жилье в своих компаниях. Это очень выгодная мера: с одной стороны, она позволяет специалисту не заботиться об обеспечении близких, а с другой, позволяет компании привязать сотрудника на сравнительно длительный срок, прописанный во внутреннем договоре.
Отдельных слов заслуживает система льготного распространения производимой фирмой продукции. Сотрудники получают существенные скидки, которые, правда, зависят от профиля компании. В строительстве жилой недвижимости, например, далеко не все компании предоставляют льготы – продукт щтучный, «квадратных метров» много не бывает. Зато в ритейле, особенно если речь идет об компьютерах, оргтехнике, бытовой технике, мебели, канцтоварах, - известны случаи 200-300 % скидок. Все, кто работает в корпорации «Sela», имеют право на скидку. Сотрудники не всегда ими пользуются, но сам факт наличия таких льгот способен сподвигнуть на многое.
Пульс отрасли
Важную роль при формировании соцпакета играет мониторинг. Он делится на внешний и внутренний.
С помощью внешнего мониторинга отслеживается структура пакетов конкурирующих организаций. Это осуществимо как с помощью интервью и неформального общения с сотрудниками компаний-конкурентов, так и при просмотре вакансий конкурентов.
Внутренний мониторинг призван контролировать эффективность поощрений внутри компании. Здесь возможны разные варианты, начиная от предоставления выбора опций и заканчивая личными беседами с сотрудниками.
Топ-менеджмент подолгу о социальном пакете не рассуждает, обычно он реализуется в полном объеме и в соответствии с договоренностями, достигнутыми при приеме на работу. Но точное и своевременное исполнение обязательств в любом случае является фундаментом для построения системы мотивации.
Автор - кандидат филологических наук PR-менеджер Консалтинговой группы «Альфа Персонал»