Михаил Малыхин
Американские исследователи выяснили, какая работа приносит удовлетворение. Уровень зарплаты не вошел даже в четверку основных критериев. Это не удивляет и российских экспертов, которые самым важным называют возможность самореализации и стабильность.
На днях Сергей Харитонов оставил пост заместителя гендиректора компании “Аэрофлот — Российские авиалинии” и был назначен заместителем генерального директора по финансам и стратегии группы компаний “Техносерв”. На новом месте ему показалась привлекательной большая свобода в принятии решений, подкрепленная ресурсами, а также масштаб поставленных задач, говорит Харитонов. Кроме того, он надеется, что новое назначение позволит ему сохранить круг контактов, чем он очень дорожит. Харитонов рассчитывает, что его выбор окажется правильным и новое назначение принесет не меньше удовлетворения, чем предыдущее место работы. Тем более что вознаграждение в “Техносерве” обещают побольше. “Но это не было определяющим фактором в моем выборе”, — утверждает он.
Вопрос, какие характеристики работы в наибольшей степени влияют на получаемое от нее удовлетворение, волнует не только работников, но и работодателей, рекрутеров и исследователей. В апреле 2006 г. специалисты международной социологической компании Harris Interactive опросили через Интернет 3979 работающих жителей США в возрасте от 18 лет. Респондентов попросили выделить факторы, в наибольшей степени влияющие на удовлетворенность работой и карьерой. Лишь чуть меньше половины опрошенных (44%) отметили, что либо “полностью удовлетворены”, либо “весьма удовлетворены” своей работой.
В результате обработки данных были определены 14 факторов карьерного счастья, из них выделены четыре главных. В эту “большую четверку” вошли: интеллектуально стимулирующая атмосфера на рабочем месте, уверенность в завтрашнем дне, высокая степень автономности на рабочем месте и широкие прямые контакты с потребителями или клиентами. По данным Harris Interactive, более 60% удовлетворенных людей поставили эти четыре фактора в верхнюю часть списка критериев полноценной работы.
Эти критерии вполне применимы и в России, утверждают эксперты, но предлагают немного переиначить этот список. “Для меня важнейший критерий привлекательности работы — это возможность самореализации”, — говорит Анатолий Белайчук, заместитель гендиректора компании “Бизнес-Консоль”, специализирующейся на разработке программных средств автоматизации бизнеса. Автономность и внутренняя свобода в принятии решений, безусловно, важны, но возможны лишь в случае высокой ответственности за результат, добавляет он.
Для Лео Бокерии, директора Центра сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, на первом месте — социальная значимость профессии. Именно поэтому профессия медика по-прежнему остается одной из самых популярных в России, отмечает он. Среди других факторов он называет внутреннюю свободу, возможность помогать другим и развиваться самому и, конечно, уверенность в завтрашнем дне.
“Для каждого человека степень значимости того или иного критерия индивидуальна, — говорит Людмила Кузенкова, директор российского офиса международного рекрутингового агентства Kelly Services. К тому же мотивация редко ограничивается одним фактором — люди склонны оценивать свою работу по совокупности критериев. Поэтому Кузенкова не берется расставлять приоритеты. В ее личном списке критериев — востребованность, возможность профессионального роста, уровень оплаты и социальная значимость профессии.
“Думаю, критерии привлекательности профессии определяются не столько уровнем развития общества, сколько человеческими потребностями. Чтобы их назвать, достаточно вспомнить о пирамиде Маслоу, определяющей мотивы человеческого поведения, — размышляет Сергей Лихарев, гендиректор завода "Авиакор". — По Маслоу, сперва человеку необходимо удовлетворить физиологические потребности, затем обеспечить безопасность, после чего становятся важными мотивы социальной значимости, собственной значимости среди клана и на вершине пирамиды находится потребность в свободе. Соответственно, выбирая профессию, сначала человек смотрит на размер компенсационного пакета, затем его беспокоит стабильность работы, после чего — значимость профессии в обществе и, наконец, возможность карьерного роста и свобода самовыражения”.
Критерии, выявленные Harris Interactive, связаны между собой, отмечает Белайчук из “Бизнес-Консоли”. Например, прямое общение с клиентами способствует профессиональному и личностному росту. “Общаясь с клиентами, приобретаешь новый опыт и развиваешься, замыкаясь на себе — деградируешь”, — говорит Белайчук. С другой стороны, обширные связи укрепляют уверенность в завтрашнем дне. Они обеспечивают “запасной аэродром” в случае необходимости смены места работы, отмечает он.
Интерес Harris Interactive к таким не слишком практичным вопросам не был праздным. Исследование проводилось по заказу американского веб-сайта careerjournal.com. На основе выявленных критериев редакторы сайта составили список восьми самых “счастливых” профессий в США. В него вошли составители и координаторы учебных курсов, учителя старших классов, управляющие медучреждениями, ученые в области медицины, аналитики и консультанты по управлению, врачи-терапевты, менеджеры по рекламе, работники социальной сферы. Впрочем, даже сами редакторы careerjournal.com признают, что этот список намного менее универсален, чем критерии, опираясь на которые он был составлен. В России выявлением самых удовлетворяющих профессий никто не занимался. Но не исключено, что среди них оказалась бы профессия аудитора, считает Вадим Балашов, партнер компании Ernst & Young, поскольку она соответствует выявленным признакам привлекательного занятия. “Эта работа требует дисциплины и аналитических способностей, но зато дает возможность постоянно получать новые знания о рынке и ведении бизнеса и обеспечивает не только уверенность в завтрашнем дне, но и возможность быстрого роста. Хорошие аудиторы ежегодно получают повышение в должности”, — говорит Балашов.