Юрий Воробьев
Представители государства постоянно заявляют о планируемых изменениях в налоговой сфере, обещая бизнесу либерализацию налогов. Но эти громкие заявления оборачиваются если уж и не ростом налогового бремени, то, по крайней мере, усложнением налоговых процедур.
Россия в настоящий момент представляет собой государство с установившейся, но все еще развивающейся налоговой системой. Многочисленные неточности и пробелы законодательства позволяют использовать схемы оптимизации налогов, с которыми налоговые органы борются тем же оружием — применяя сомнительные трактовки действующего законодательства.
В результате за последние несколько лет в юридической практике появились и широко используются такие понятия, как “недобросовестность” налогоплательщиков, “разумная цель сделки”, в то время как почти не применяются принципы презумпции невиновности, трактовки неясностей в пользу налогоплательщиков.
Это вызывает вполне понятное недовольство предпринимателей. В ответ Минфин обещает сформулировать более четкие определения порядка администрирования налоговых платежей (проведение проверок налоговыми органами, истребование документов у налогоплательщиков) и ввести упрощенные налоговые процедуры. Однако пока это лишь обещания, выполнению которых препятствует “необходимость доработки и более детального обсуждения”.
Тем временем правительство подготовило изменения, касающиеся порядка взимания отдельных налогов. Одно из таких изменений затрагивает не менявшуюся с 2002 г. главу 21 Налогового кодекса, посвященную НДС. Этот законопроект позволяет как минимум усомниться в либеральных намерениях чиновников.
Несмотря на сохранение неизменными ставок налога, результатом поправок прежде всего станет увеличение налоговых поступлений в бюджет. Так, передачу имущества в уставный капитал предполагается признать облагаемой НДС операцией. В результате поступления НДС должны будут увеличиться — ведь уплаченный в такой ситуации налог не будет приниматься к вычету ни у учредителя, ни у учреждаемой компании, что фактически уравняло налоговые последствия этой операции с дарением.
Проект устанавливает дополнительные требования к счетам-фактурам, дефекты которых в настоящее время являются одним из главных оснований отказов в применении вычетов, — вновь предлагается заверять этот документ печатью, а также сделать обязательным использование типовой формы (сейчас достаточно лишь указания обязательных реквизитов в произвольной форме).
Порядок уплаты НДС при экспорте стал аналогичным тому порядку, который существует для акцизов и предполагает предоставление экспортером налоговикам банковской гарантии. Таким образом, борьба с незаконными способами возмещения НДС опять будет осуществляться за счет добросовестных экспортеров, которым придется нести дополнительные издержки, связанные с получением банковских гарантий. Причем эти меры не предполагают упрощения процедуры подтверждения обоснованности применения ставки 0%, которая является основной проблемой экспортеров в настоящее время. Дополнительные издержки возникнут и от иных новаций.
Конечно, предлагаются и другие изменения, делающие налог более понятным (установление порядка определения базы и расчета налога при реализации имущественных прав, действие НДС при реализации, механизмы уплаты налога при совместной деятельности), но они тем не менее не позволяют решить основные проблемы налогоплательщиков.
При этом компании ждут от правительства не столько новых налоговых послаблений, сколько четкого определения правил уплаты налогов, которые будет невозможно вольно трактовать ни налоговым органам, ни судам.
Налоговая либерализация должна начинаться в первую очередь с устранения тех возможностей и неясностей, которые, с одной стороны, не позволяют налогоплательщикам четко определить свои обязательства, а с другой — дают возможность налоговым органам практически неограниченные возможности для предъявления претензий. Только после этого можно будет говорить о действительной либерализации, при которой вносимые изменения перестанут рассматриваться в качестве декларации, а будут прямым руководством к действию всех участников процесса уплаты налогов.
Автор — адвокат, партнер МКА “ФБК-Право”