30/11/2009, Анна Миронова, юрист, руководитель Группы информационно-правовой поддержки ГК «ИРБиС»
Материал предоставлен корпоративным изданием для клиентов ГК «ИРБиС» «Система успеха»
Многие из вас уже успели ознакомиться и оценить последние изменения в области обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и по уходу за детьми. В преддверии нового 2010 года предлагаем обратить внимание непосредственно на сам порядок расчета указанных пособий, дабы встретить вступающие в силу изменения, если и не с радостью, то, как минимум, со спокойствием и уверенностью в своих действиях.
Напомним, над законами, регулирующими отношения в данной сфере, изрядно поработали законодатели (Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 213-Ф3), изменив у одного из них даже название: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Речь идет о Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ (далее – Закон N 255-ФЗ).
Под влиянием данных событий претерпело изменения и Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, утв. постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 года N 375. Также с 01.01.2010, благодаря постановлению Правительства РФ от 19 октября 2009 года N 839, вводится его новая редакция и наименование - Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее – Положение).
Как видно из названия, теперь и Закон N 255-ФЗ и Положение необходимо использовать при расчете пособия по уходу за ребенком. Заметим, что из Положения исчезла ссылка на главу 24 Налогового кодекса РФ, посвященную единому социальному налогу, который с 2010 года заменен взносами в соответствующие фонды. Принятый в связи с этим Федеральный закон от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Закон N 212-ФЗ) в некоторой своей части фактически копирует главу 24, что не мешает ему содержать в себе и ряд нововведений. Именно в соответствии со ст. 8 Закона N 212-ФЗ и п. 2 Положения определяются суммы, исходя из которых производится расчет среднего заработка, необходимого для исчисления пособий (п. 6 Положения).
К ним теперь, в частности, относятся все те выплаты и вознаграждения (в том числе и за счет чистой прибыли), которые облагаются страховыми взносами и начисляются физическим лицам:
- по трудовым договорам;
- по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг;
- по договорам авторского заказа;
- по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;
- по издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Исключение составляет довольно обширный перечень выплат, указанный в ст. 9 Закона N 212-ФЗ. В п. 2 ч. 3 этой статьи можно встретить довольно знакомую норму (п. 3 ст. 238 Налогового кодекса РФ), позволяющую не уплачивать взносы в Фонд социального страхования с любых вознаграждений по договорам гражданско-правового характера. Все остальные суммы теперь учитываются при расчете средней зарплаты, независимо от того, предусмотрены они внутренними документами работодателя или нет. Такой вывод можно сделать, если внимательно ознакомиться с п. 2 Положения в прежней и новой редакции.
Если раньше включались все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, которые, согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ, должны устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами, то с 2010 года при расчете средней заработной платы учитываются все виды выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, причем, как видим, не имеет значения предусмотрены эти выплаты системой оплаты труда или нет.
Кроме того, новый смысл п. 11 Положения позволит работодателям для расчета среднего заработка в случае, если работник, не успев приступить к работе, снова заболел или взял отпуск по уходу за ребенком, то есть фактически не имел зарплаты до наступления указанных событий, использовать предыдущий период расчета. Получается, что второй подряд отпуск или больничный будет оплачен так же, как и первый.
Разберем порядок расчета каждого вида пособия по очереди.
1. Пособие по временной нетрудоспособности.
Согласно п. 15 Положения, исчисленную сумму заработной платы за 12 месяцев необходимо разделить на 365 дней (за вычетом сумм и периодов, предусмотренных п. 8 Положения) – так формируется первая необходимая составляющая расчета – средний дневной заработок.
Однако, в отличие от предыдущего порядка, предлагающего расчет по формуле:
СрдЗП * СтрС * Хд ≥ Мах => Мах, где
СрдЗП – среднедневной заработок,
СтрС – размер пособия в зависимости от страхового стажа,
Хд – количество подлежащих оплате календарных дней,
Мах – максимальный размер пособия, определенный Федеральным законом;
новое Положение предлагает следующую последовательность:
СрдЗП ≥ МахД => МахД * СтрС * Хд, где МахД – максимальный размер среднедневного пособия, определяемый, согласно п. 19.1 Положения, как предельная величина базы для начисления страховых взносов, деленная на 365 дней.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона N 212-ФЗ, в 2010 году предельная величина составляет 415 тыс. руб., а, значит, максимальный размер среднедневного заработка равняется 1137 руб. (415000 : 365) (здесь и далее приводятся суммы с округлением).
Если среднедневная зарплата превысит указанный размер, то для дальнейшего расчета пособия по новой формуле необходимо применять именно его, то есть 1137 руб. Заметим, что размер пособия по временной нетрудоспособности в зависимости от страхового стажа, определенный ст. 7 Закона N 255-ФЗ, не претерпел изменений (впрочем, как и размер пособия по беременности и родам и пособия по уходу за детьми – соответственно 100% и 40 %) и по-прежнему равен:
- 100 процентов среднего заработка - при страховом стаже 8 лет и более;
- 80 процентов среднего заработка - при страховом стаже от 5 до 8 лет;
- 60 процентов среднего заработка - при страховом стаже до 5.
Произведем расчет пособия по временной нетрудоспособности на основании примера:
Сотрудник Никитин Константин Федорович работает в организации 7 лет. 19 января 2010 года, искупавшись в проруби, почувствовал себя нехорошо и с 20 по 28 января 2010 года вынужден был находиться дома на больничном. Заработная плата сотрудника составляет 25000 руб.
Расчет:
Итак, СрдЗП = 25000 * 12 / 365 = 822 руб., что меньше максимального размера среднедневного заработка. Пособие будет составлять 5260,8 руб. = 822 * 80% * 8.
Если предположить, что зарплата Никитина (при отсутствии, скажем, финансового кризиса) составляла бы 45000 руб., то его среднедневной заработок вышел бы за предельный размер и равнялся 1479 руб. = 45000 * 12 / 365.
Поскольку эта сумма больше максимума в 1137 руб., то размер пособия Никитина-2 составил бы 7276,8 руб. = 1137 * 80% * 8.
Еще раз напомним – 7276,8 руб. за указанный период болезни – это максимально возможный размер пособия, которое может получить работник при стаже от 5 до 8 лет.
Обратите внимание, согласно ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ и п. 19 Положения, если у сотрудника обширная трудовая деятельность, то есть имеется несколько мест работы, то «пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности), а ежемесячное пособие по уходу за ребенком - страхователем по одному месту работы (службы, иной деятельности) по выбору застрахованного лица».
2. Пособие по беременности и родам.
Прежде, чем перейти к непосредственному расчету пособия по беременности и родам, необходимо остановиться на одном любопытном факте. Дело в том, что в обновленном Законе N 255-ФЗ отсутствует ч. 2 ст. 11, предусматривавшая максимальный размер пособия по беременности и родам. Напомним, в 2007 году Конституционный суд признал неконституционной норму о максимальном размере пособия по беременности и родам (Постановление от 22 марта 2007 года N 4-П).
Однако при том, что, как гласит ч. 1 ст. 11 Закона N 255-ФЗ: «Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка», законодатель все-таки ввел ограничение, «спрятав» его чуть ниже - в ч. 3.1 ст. 14, в связи с чем пособия по беременности и родам рассчитываются на основании среднего дневного заработка, при условии, что он не превышает предельного размера среднедневной зарплаты. То есть, при определении размера пособия по беременности и родам и пособия по временной нетрудоспособности необходимо соблюдать общий предел, равный, как было указано выше, 1137 руб. в день (для 2010 года).
Рассмотрим пример расчета пособия по беременности и родам:
Еремеевой Надежде Петровне выдали больничный лист по беременности и родам, открытый на 140 дней с 11.01.2010 года. Стаж работы на предприятии составил 3 года 5 месяцев, заработная плата – 15000 руб.
Расчет:
Начнем с определения среднедневной заработной платы.
СрдЗП = 15000 * 12 / 365 = 493 руб. Сумма среднедневного заработка меньше предельного размера, значит, применяется именно она.
Далее воспользуемся формулой:
СрдЗП * СтрС * Хд.
Поскольку страховой стаж Еремеевой составляет более 6 месяцев, то, согласно ст. 11 Закона N 255-ФЗ, пособие рассчитывается исходя из 100% заработка:
493 * 100% * 140 = 69020 руб.
В случае недостаточности стажа сумма данного пособия за полный месяц не может превышать минимального размера оплаты труда (с возможностью применения районных коэффициентов), установленного на федеральном уровне (4330 руб. с 01.01.2009 - Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ).
3. Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Расчет этого пособия несколько отличается от рассмотренных выше. Очевидно потому, что пособие является ежемесячным, ограничения по размеру среднедневного заработка нет, зато оно действует в отношении среднемесячной зарплаты. Для наглядности снова обратимся к формуле:
СрдЗП * 30,4 * 40%,
где 30,4 - определенное законом среднее количество дней в месяце, 40% - процентная составляющая среднемесячного заработка, установленная ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ.
При этом:
СрдЗП * 30,4 ≥ МахСрЗП => МахСрЗП * 40%,
где МахСрЗП - предельная сумма среднемесячного заработка – 34583 руб. (415000 руб. / 12 мес.).
То есть, если при расчете среднемесячной заработной платы (путем умножения среднедневного заработка на 30,4), полученная сумма будет превышать 34583 руб., то пособие будет исчисляться именно исходя из этой суммы.
Таким образом, максимальный размер пособия в 2010 году не может быть выше 13833 руб. (415000 / 12 * 40%). Напомним, ранее действовавший максимум в 6000 руб. в месяц на одного ребенка с 2010 года распространяется только на отдельные категории граждан (на лиц, проходящих военную службу; лиц, уволенных в период отпуска в связи с ликвидацией организации и т.д.).
Минимальный размер пособия, согласно ст. 15 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», остался прежним - 1500 руб. по уходу за первым ребенком и 3000 руб. по уходу за вторым и последующими детьми.
Если у работника несколько детей в возрасте до 1,5 лет, то указанное пособие, как, собственно говоря, было и раньше, суммируется, но превысить 100% заработка, независимо от количества детей, не может… (ч. 2 ст. 11.2 Закона N 255-ФЗ)
Произведем расчет пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет на примере:
Касаткина Инна Георгиевна взяла отпуск по уходу за новорожденными близнецами с 18.01.2010 года. Зарплата Инны Георгиевны составляет 18500 руб. в месяц, стаж работы на предприятии - 16 месяцев.
Расчет:
Для начала рассчитаем среднедневной заработок: 18500 * 12 / 365 = 608 руб.
Далее воспользуемся формулой:
СрдЗП * 30,4 ≥ МахСрЗП => МахСрЗП * 40%
18483 руб. (608 * 30,4) ≤ 34583 руб.
Поскольку определенный нами среднемесячный заработок Касаткиной меньше максимального, то дальнейший расчет пособия производим без учета этого максимума: 18483 * 40% = 7393 руб. в месяц на одного ребенка.
При суммировании пособия (т.к. у Инны Георгиевны близнецы) получаем пособие по уходу за двумя детьми до 1,5 лет, равное 14786 руб. (7393 * 2).
Итак, рассмотренный порядок расчета пособий, в целом, не так уж и сложен. Главное его отличие, помимо базы для определения среднего заработка, состоит в приоритете среднедневного размера зарплаты и его предельного значения. Именно с этого теперь начинается расчет всех пособий. К сожалению, позиция законодателей в отношении максимального размера пособия по беременности и родам не изменилась. 100 процентов среднего заработка, прописанные законодателем, тем не менее, ограничены максимумом, определяемом на этапе подсчета среднедневной зарплаты.
Работник со страховым стажем свыше 8 лет и будущая мать имеют право на одинаковое пособие, только один – по временной нетрудоспособности, а вторая – по беременности и родам. Существенные изменения произошли в расчете пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, увеличив предельный его размер в 2010 году до 13833 руб. в месяц. Однако, как и прежде, данное пособие не рассчитано на случаи ухода за тремя и более детьми, для которых максимально возможные 100 процентов заработка явно недостаточны.
Напоследок, хотелось бы остановиться на ч. 2 ст. 18 Закона N 255-ФЗ, по аналогии с нормами которой считаем, что перешедшие с 2009 на 2010 год пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам оплачиваются в прежнем объеме (по правилам 2009 года) только в случае, если они больше пособий, рассчитанных по новому способу. Иначе пособия, подлежащие выплате в 2010 году по страховым случаям, наступившим в 2009 году необходимо пересчитать. Небольшой нюанс состоит в том, что, несмотря на новое наименование Закона N 255-ФЗ, ч. 2 ст. 18 не изменена и по-прежнему не распространяется на пособия по уходу за детьми…