Анастасия Дагаева
В России выпускается огромное количество книг, посвященных менеджменту и карьере. Но количество не всегда переходит в качество. Эксперты считают, что определенную пользу из книг извлечь можно, но содержащиеся в них советы не следует воспринимать как безусловное руководство к действию.
Каждый год в России выпускаются тысячи новых книг, посвященных менеджменту и карьере. Объем российского рынка такой литературы, по оценке Алексея Ильина генерального директора и главного редактора издательства “Альпина бизнес букс” в 2004 году составил $60-70 млн.
Около трети всех книг, продаваемых крупнейшим в России интернет-магазином “Озон” приходится именно на бизнес-литературу, отмечает Алексей Кузьменко, начальник отдела ассортимента книжной продукции. По его данным, каждую неделю “Озон” получает более 200 книжных новинок бизнес-тематики.
Читай, да не зачитывайся
Количество далеко не всегда переходит в качество, считают эксперты и к большинству книг по карьере относятся весьма скептически. Для профессионального роста намного важнее здравый смысл и хорошее воспитание, считает Назим Эфендиев, генеральный директор ООО “Уральская сталь”. В бесполезности книжных советов Эфендиев убедился давно — 15 лет назад, когда работал в Волгограде. “Руководитель предприятия — мой приятель — в то время был горячим поклонником всевозможных книжек по карьере. То, что он с большим усилием открывал с помощью книг, а затем преподносил как некое тайное знание, у меня часто вызывало смех. Почти все, что он считал открытием, в нормальных семьях с малых лет прививается детям: меньше говорить — больше слушать, не забывать здороваться, чаще улыбаться, с уважением относиться к старшим, — вспоминает Эфендиев. — Меня, например, с детства научили, что нехорошо сидеть напротив человека нога на ногу. Мой же приятель вычитал из книг, что такая поза может служить признаком закрытости”.
Увлечение специализированными книгами не дает никакой гарантии карьерного роста, убеждена Светлана Петрова, генеральный директор рекламного агентства Instinct/BBDO Russia. Она закончила Калифорнийский университет и получила степень Master of Arts in Communications. “Я приобрела превосходную теоретическую базу, — вспоминает Петрова. — Однако ни о какой серьезной менеджерской позиции в компании сразу после окончания обучения не могло быть и речи — мне не хватало практического опыта”. По ее мнению, успешные руководители по крайней мере 70% знаний получают из собственной практики и меньше трети — из статей и книг.
Эмоциональный заряд
Но даже скептически настроенные эксперты, конечно, не отказываются время от времени полистать специализированные книги или периодические издания. К примеру, Эфендиев недавно с интересом познакомился с интервью генерального директора Siemens в очередном номере журнала Harvard Business Review. “Я сделал вывод, что мой стиль управления весьма похож на немецкий, — делится впечатлениями Эфендиев. — В Германии главная задача генеральных директоров — убеждать, вести переговоры, эмоционально заряжать сотрудников. А, например, в США гораздо чаще встречается командно-административная система управления”.
Не всякое книжное знание бесполезно, считает Альберт Гавриков, президент инвесткомпании AG Capital, независимый член советов директоров ОАО “Авто ВАЗ” и ОАО “Сибнефть”. Хорошие книги могут служить источником эмоционального заряда, утверждает он. Например, в прошлом году он от корки до корки прочитал книгу “Выживают только параноики” Эндрю Гроува — одного из основателей Intel и прекрасного управленца, который дважды выводил компанию из кризиса. По признанию Гаврикова, он не искал в ней панацеи — решения всех проблем. “Мне требовалась эмоциональная подпитка, напоминание, что с любой проблемой можно справиться, даже из самой непростой ситуации можно найти выход. Я читал книгу Гроува именно с такой целью”, — рассказывает Гавриков. В настоящее время он отдает предпочтение исторической литературе. Он уверен, что такие книги весьма полезны, в том числе для карьерного роста: “Читая жизнеописания великих людей, я обращаю внимание на их достижения, подходы к решению проблем, принципы построения отношений с людьми”. Книги для карьеристов, в которых подробно описывается, как подсидеть шефа, выжить с работы более способного коллегу, Гавриков называет “пособиями для лентяев”. И с сожалением добавляет, что таких людей достаточно много: “Они очень быстро хотят оказаться на руководящих постах, получать большую зарплату”.
На собеседовании с потенциальными сотрудниками Гавриков не задает вопросов о прочитанных книгах — считает их вторжением в личную жизнь. Однако, по его наблюдениям, человека, увлеченного книгами о карьере, можно вычислить по шаблонным ответам на вопрос о профессиональном росте: “Внятно ответить на такие вопросы способны не более половины соискателей”. Неестественность и шаблонность, по словам Эфендиева, сразу бросаются в глаза: “Мне крайне не нравятся люди, которые, начитавшись советов, ведут себя в соответствии с ними”. Чем выше уровень кандидата, тем откровенней и раскованней он себя ведет, убежден Гавриков. “Настоящие профессионалы уверены в себе. Такие люди часто считают ниже своего достоинства полностью полагаться на методики из книг”, — утверждает он.
Навести порядок
Бизнес-издания редко открывают читателю какие-то совсем новые идеи, отмечает Ильин. “Главная ценность хорошей книги в систематизации уже имеющихся знаний”, — утверждает он. В 2004 г. его издательство выпустило книгу японского автора Маасаки Имаи “Кайдзен”. “После прочтения этой книги в нашей компании случилась маленькая идеологическая революция, — рассказывает Ильин. — Мы решили следовать философии непрерывного совершенствования Маасаки Имаи. Он напомнил нам, что небольшие целенаправленные ежедневные изменения гораздо эффективнее революций, совершаемых раз в год. Мы стремимся, чтобы каждый сотрудник регулярно задумывался о том, как хотя бы немного улучшить свою работу”. Одним из первых шагов на пути к непрерывному совершенствованию в издательстве стала “шкафная реформа” — сотрудники навели порядок в книжных шкафах. “Маасаки напомнил — порядок должен быть во всем. Теперь поиск того или иного издания происходит гораздо быстрее, а высвободившееся время сотрудники используют для исполнения своих основных обязанностей”, — рассказывает Ильин.