Найти достойного преемника и полностью передать ему бразды правления компанией хотело бы большинство российских владельцев бизнеса. Но удается это немногим.
Григорий Милов
Cегодня в российском офисе рекламной группы АДВ к работе приступают три иностранных топ-менеджера, рассказал председатель совета директоров группы Дмитрий Коробков. Вице-президентом по креативу группы назначен бывший генеральный и исполнительный директор Ogilvy Group Japan Ричард Боннер-Дэвис. Исполнительным креативным директором российской McCann Erickson стал Тревор Джон Первис, почти 20 лет проработавший в этом агентстве в Австралии и Азии. На должность директора по стратегическому медиапланированию агентства Media Planning Group назначен Мартин Кастл Дафти, в недавнем прошлом директор группы OMD в азиатском регионе.
ГРУППА АДВ
Основана Дмитрием Коробковым в 1995 г.
Объединяет более 40 агентств в семи странах – России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане, Узбекистане и Азербайджане.
В состав группы входят креативные агентства Loewe Adventa, McCann-Erickson, Znamenka; медийные – Universal McCann, Initiative, MediaPlanningGroup; BTL – TMA-Draft, Tomato Momentum, Impacto; PR – PRP/Weber Shandwick, Comunica/Golin Harris; интернет-маркетинг – MRM Interactive; бренд-консалтинг – FutureBrand.
Консолидированный объем клиентских бюджетов, обслуживаемых АДВ в 2007 г., составил $1,18 млрд.
До прихода в Ogilvy Group Боннер-Дэвис работал вице-президентом агентства WPP, отвечал за глобальный контракт с компанией Ford. Среди его клиентов в разные годы были IBM, BP, Сastrol, Audi Japan, Fidelity и Manpower.
Этими назначениями группа завершает формирование управленческой матрицы, рассказал Коробков. Теперь в четверку ключевых топ-менеджеров группы входят Боннер-Дэвис, исполнительный директор Сергей Лаврухин, вице-президент по медиа Елена Кустова и вице-президент по PR Андрей Свешников. Пост гендиректора занял сам Коробков.
Предыдущие его попытки подобрать преемника на эту позицию нельзя назвать удачными. Кирилл Коробейников, назначенный гендиректором группы АДВ в 2005 г., меньше чем через год перешел к конкурентам — в совместное предприятие Video International и WPP. С возглавившим группу в 2006 г. Колином Миллзом компания рассталась осенью 2007 г., вскоре после возвращения Коробкова к оперативному управлению АДВ.
Теория позитивного кризиса
Идея поиска преемника возникла у Коробкова в 2004 г. Группа, созданная в 1995 г., достигла долгосрочных стратегических целей. «В жизни каждой компании может наступить момент, когда цели, ради которых она создавалась, достигнуты, и возникает вопрос: «А что дальше?» В этот момент можно обратиться к теории «позитивного кризиса», которую преподают во всех бизнес-школах, говорит Коробков. Суть теории в том, что кривая развития любого бизнеса — это парабола: за моментом наивысших достижений неизбежно следуют спад и угасание, если только компании не удастся на вершине успеха начать новый жизненный цикл. Но для этого может оказаться необходимым посмотреть на компанию со стороны. Чтобы изменить систему, нужно из нее выйти, напоминает Коробков. Кроме того, он хотел позаниматься какое-то время теми вещами, которые ему были и по-человечески, и профессионально более интересны.
В 2005 г. Коробков назначил гендиректором группы Кирилла Коробейникова, «самого талантливого и профессионального управленца, который в тот момент работал в компании». Но, формально отдав бразды правления, он по факту этого не сделал. Новый гендиректор чувствовал излишнюю опеку и в результате перешел к конкурентам, которые предложили ему больше самостоятельности. Коробейников согласился с оценкой сложившейся тогда ситуации. «Как показала практика, на новом месте Коробейников успешно справился с работой гендиректора», — говорит Коробков.
Баланс нарушен
Задумавшись второй раз о выборе преемника, Коробков не нашел подходящего менеджера внутри группы. «Мы искали человека, способного совместить знание российского рынка с опытом управления различными маркетинговыми дисциплинами на различных рынках», — говорит Коробков.
В результате его выбор пал на Колина Миллза, в прошлом занимавшего пост гендиректора «BBDO Москва». На этот раз, наученный горьким опытом, решил передать свои полномочия по полной программе, рассказывает он. Месяц поработал рука об руку с Миллзом, а потом отошел от дел, отстранился от общения с подчиненными и уехал в отпуск. Единственное опасение, которое было в тот момент у Коробкова, — окажется ли способен человек, успешно руководивший одним агентством, справится с обязанностями гендиректора в компании, где работают 40 структурных единиц в нескольких странах СНГ. К сожалению, со временем это опасение оправдалось.
В группе АДВ многое держится за счет баланса интересов гендиректора и коммерческих директоров направлений — у них всегда были громадные полномочия и огромная ответственность за результат. Миллз же привык работать в структурах, где гендиректор занимает доминирующее положение, а роль коммерческих директоров ограничена. Нормального контакта между ним и ключевыми топ-менеджерами так и не сложилось. Многие важные вопросы оказались в подвешенном состоянии, говорит Коробков. Вероятность ошибки при решениях, касающихся персонала, в этом бизнесе очень велика, а Миллз боялся принимать на себя ответственность, объясняет Коробков. К моменту написания статьи связаться с Миллзом не удалось.
Пора разобраться
Возвратиться к оперативному руководству группой в августе 2007 г. Коробкова подтолкнул кризис в российском офисе McCann Erickson, который одновременно покинули сразу несколько менеджеров. В рекламном бизнесе есть три показателя кризиса: первый — когда уходят люди, второй — когда уходят клиенты и лишь на третьем этапе компания замечает ухудшение финансовых показателей, говорит Коробков. Настоящая цена потери менеджера становится понятна только через два-три года.
«Когда чувствуешь, что что-то не так, необходимо разобраться, — говорит он, — это значит собрать коллективную точку зрения». Коробков общался через головы руководителей, просто разговаривал с людьми. Результатом стало изменение модели управления агентств и кадровые перестановки. С Колином Миллзом не был продлен конракт. Марк Притчард, креативный директор McCann Erickson, был отправлен в отставку. Руководителю McCann Erickson Александру Алексееву предложена новая должность в составе группы. Новым гендиректором McCann Erickson назначили Евгению Мур, которая с 2003 по 2006 г. работала директором по стратегическому планированию компании. А креативным директором стал Тревор Джон Первис, рассказал Коробков.
Возвращение основателя
Подобных историй в российской и международной практике сотни, говорит Федор Шеберстов, управляющий партнер хедхантинговой компании Pynes and Moerner. В начале 2007 г. председатель совета директоров Dell Computer Майкл Делл сместил гендиректора компании Кевина Робертса, которому сам же и передал бразды правления в 2004 г.
В начале 2008 г. позицию гендиректора вернул себе основатель сети кофеен Starbucks Говард Шульц. Поводом послужило падение капитализации на 48% в 2007 г.
Самый известный российский пример, по словам Шеберстова, — корпорация Gloria Jeans, собственник которой Владимир Мельников уже не первый год ищет преемника. В компании успели поработать десятки иностранных топ-менеджеров. В феврале 2008 г. к обязанностям президента Gloria Jeans приступил очередной иностранец — бывший директор по развитию в регионе EMEA компании Adidas Джаспер Зиленберг.
В ноябре 2007 г. Роман Авдеев, владелец Московского кредитного банка, решил не продлевать контракт с президентом и председателем правления Александром Хрилевым и сам занял эту должность. Его целью было дать новый импульс развитию банка и вывести его на федеральный уровень, заявили в пресс-службе. Авдеев приобрел Московский кредитный банк в 1994 г. С 1995 г. банком управляли наемные менеджеры. За 15 лет сменились четыре предправления.
Настоящий отход российского собственника от управления компанией — большая редкость, говорит Станислав Киселев, старший партнер хедхантинговой компании Egon Zehnder. Чаще владельцы называют себя председателями совета директоров, но продолжают плотно руководит бизнесом. Формальным же поводом для возвращения в кресло гендиректора могут быть просьба со стороны потенциальных инвесторов прояснить статус владельцев компании, говорит Киселев.