Вопросы читателей "Известий" на этот раз коснулись уплаты налогов с иностранных доходов граждан, а также переуступки прав требования. О том, как избежать двойного налогообложения и уменьшить сумму российского НДФЛ, рассказал в своих ответах эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ Олег Москвитин.
Я, гражданин России, являюсь учредителем фирмы в Киргизии. Должен ли я при получении дивидендов от этой компании платить налог как в Киргизии, так и в Российской Федерации?
Для ответа на поставленный вопрос необходимо, прежде всего, определить порядок налогообложения доходов российских граждан, полученных в виде дивидендов от иностранных юридических лиц. Особую роль в регламентации этого порядка играют международные соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенные между Российской Федерацией и странами, в которых находятся учрежденные россиянами компании. В силу статьи 7 Налогового кодекса положения таких договоров имеют приоритет перед национальным налоговым законодательством России.
В соответствии со статьей 10 Соглашения между правительством России и правительством Республики Киргизия об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы (Москва, 13 января 1999 г.) власти Киргизии оставляют за собой право налогообложения дивидендов, выплачиваемых российским учредителям киргизских фирм. При этом при выплате дивидендов физическим лицам налог не может превышать десяти процентов от общей суммы дивидендов.
Также согласно статье 10 Соглашения с Киргизией дивидендные доходы россиян могут облагаться НДФЛ и в России. При этом согласно статье 23 Соглашения применительно к резидентам Российской Федерации двойное налогообложение устраняется следующим образом. Если резидент Российской Федерации получает доходы, которые в соответствии с положениями этого Соглашения могут облагаться налогом в Киргизии, сумма налога на такие доходы, уплаченного в Киргизии, может быть вычтена из налога, взимаемого с такого лица в Российской Федерации. Такой вычет, однако, не может превышать сумму налога, исчисленного с таких доходов в соответствии с налоговым законодательством России.
В соответствии с пунктом 4 статьи 224 НК доходы в виде дивидендов облагаются НДФЛ по ставке 9%. Из пункта 1 статьи 214 НК следует, что сумма НДФЛ в отношении дивидендов, полученных от источников за пределами Российской Федерации, определяется налогоплательщиком самостоятельно применительно к каждой сумме полученных дивидендов. При этом налогоплательщики, получающие дивиденды от источников за пределами Российской Федерации, вправе уменьшить исчисленную сумму налога, на сумму налога, исчисленную и уплаченную по месту нахождения источника дохода, если источник дохода находится в иностранном государстве, с которым заключен договор об избежании двойного налогообложения. В случае если сумма налога, уплаченная по месту нахождения источника дохода, превышает сумму налога, исчисленную в соответствии с настоящей главой, полученная разница не подлежит возврату из бюджета.
Таким образом, граждане России вправе уменьшить сумму российского НДФЛ с дивидендов на сумму налога, уплаченного с этого дохода в Киргизии. Для отражения такого уменьшения суммы НДФЛ предусмотрены специальные строки декларации по этому налогу. Напомним, что россияне обязаны задекларировать дивидендные доходы от иностранных компаний до 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 229 НК, пункт 3 статьи 228 НК).
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 4 статьи 228 НК).
По договору купли-продажи покупатель перечислил аванс, а поставку продавец так и не осуществил и аванс не вернул. Покупатель уступил права требования по договору цессии другой организации, которая обратилась в арбитражный суд, выиграла дело и получила исполнительный лист на взыскание задолженности. Может ли в данном случае новый кредитор переуступить права требования другому юридическому лицу? В Гражданском кодексе об этом прямо не сказано. Значит ли это, что если нет запрета, то можно заключить еще один договор цессии?
Законодательство России не содержит запрета ни на повторную уступку прав требования, ни на уступку прав требования, подтвержденных решением суда и исполнительным листом. Этот вывод основывается на следующих обстоятельствах.
Отсутствие в ГК прямого упоминания о переуступке прав требования не свидетельствует о запрете на подобные операции. Как справедливо отмечено, в гражданских правоотношениях одним из основополагающих правил является принцип "что прямо не запрещено законом, то разрешено". Существование этого принципа подтверждается не только юридической наукой, но и судебной практикой (постановление ФАС Уральского округа от 11 февраля 2004 г. № Ф09-200/04АК, решение Арбитражного суда Республики Карелия от 6 июня 2004 г. № А26-4637/04-211).
Принцип, о котором идет речь, конкретизирован, в частности, в пункте 2 статьи 1, пункте 2 статьи 421 ГК. ...Первая из этих норм устанавливает, что юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Вторая норма устанавливает, что стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом.
Договор переуступки прав требования не противоречит гражданскому законодательству. Более того, он заключается по правилам, уже прописанным для первичной уступки прав, то есть предусмотренным законом. Поэтому, как справедливо указывается в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 28 апреля 2007 г. № А26-12106/2005, статья 385 ГК "не запрещает кредитору переуступить свои права по сделке, если законом или договором прямо не предусмотрен такой запрет". Иными законами такой запрет не предусмотрен.
Не запрещает закон и "переуступку" прав, подтвержденных исполнительным листом. Подобная ситуация была рассмотрена, например, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 14 июля 2004 г. № А78-4740/02-С1-6/62-Ф02-2616/04-С2. В соответствии со статьей 52 федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" такая переуступка сопровождается вынесением приставом-исполнителем постановления о замене взыскателя на основании судебного акта о правопреемстве (статья 48 АПК).
При этом обратите внимание, что передача такого права требования может быть осуществлена до истечения срока предъявления исполнительного листа к исполнению (постановление ФАС Поволжского округа от 24 сентября 2002 г. № А55-3914/02-190). Последнее связано с тем, что подтвержденное исполнительным листом право требования рассматривается уже не в качестве требования из договора, а в качестве права требования из исполнительного листа. В связи с этим сам термин "переуступка" должен применяться в этой ситуации с точки зрения гражданского права с определенными оговорками.