Многие, наверное, помнят те времена, когда инспекторы Госстандарта могли прийти на любую фирму и проверить, соблюдает ли она правила и требования стандартов, сертификации, метрологические нормы. А уж для компаний-производителей контролеры были завсегдатаями. В настоящее время это ведомство носит другое название, а изменился ли порядок проверки?
А. Бунина, аудитор
Для начала напомним, что Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии был преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии (п. 15 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314).
Сотрудники Ростехрегулирования могут проводить как плановую, так и внеплановую проверки. Плановая ревизия проводится не чаще одного раза в два года (п. 4 ст. 7 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», далее – Закон). Проверка не должна длиться более одного месяца. Однако, если возникла необходимость в испытании или экспертизе продукции, ревизию могут продлить еще на месяц.
С внеплановым контролем ситуация интереснее. Ее осуществляют по «наводке» Роспотребнадзора, клиентов или конкурентов фирмы. Но если жалоба не подтверждена документально, не подписана, сотрудники Ростехрегулирования не должны ее проверять (п. 5 ст. 7 Закона).
Внеплановая ревизия грозит и тем предприятиям, на которых возникла аварийная ситуация, изменились (нарушились) технологические процессы, вышло из строя оборудование. Правда, это только в случае, когда нарушения создают угрозу здоровью, жизни граждан, окружающей среде, вредят имуществу других фирм или граждан.
Объекты ревизии
Инспекторы вправе (глава 3 постановления Госстандарта от 1 сентября 2003 г. № 99, далее – Постановление):
– требовать необходимые документы и информацию;
– осматривать служебные и производственные помещения;
– отбирать образцы (пробы) продукции;
– проводить контроль за использованием средств измерения;
– осуществлять технический осмотр, испытания и экспертизу продукции, работ, услуг.
Проверка документов. Сразу оговоримся, требование проверяющих о предоставлении оригиналов документов неправомерно (ст. 8 Закона). Это касается и документов, которые не относятся к вопросам ревизии. А вот нижеприведенные документы контролеры могут изучать с полным правом. Это ГОСТы, стандарты предприятий, технические условия (разрабатываемые самими организациями), документы по которым фирма контролирует качество своей продукции, договоры с испытательным центром (если у компании нет собственной лаборатории для испытаний). Если предприятие производит или продает продукцию, подлежащую обязательной сертификации (перечень этой продукции приведен в постановлении Госстандарта от 30 июля 2002 г. № 64), инспекторы потребуют сертификат соответствия. Здесь важно помнить еще и следующее. Сертификаты на товары, которые подлежат санитарно-эпидемиологической экспертизе, выдаются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения.
Проверка производства и продукции. В данном случае исследуют оборудование, его соответствие государственным стандартам, состояние помещений, соблюдение санитарных норм. Проводится технический осмотр продукции на соответствие ГОСТу. Проверяется ее маркировка и качество. Обратите внимание: инспекторы должны проводить осмотр только в присутствии представителей фирмы. Если по внешнему виду, запаху, консистенции, цвету продукции нельзя определить качество, ревизоры вправе назначить экспертизу (испытание). Здесь возможны два варианта. Либо фирма сама проводит испытание на своей базе (присутствие проверяющих обязательно). Либо исследование проводится в спецлаборатории. Контролеры могут обратиться в суд и потребовать возместить расходы на проведение исследований и экспертиз (п. 3 ст. 10 Закона). Но лишь в том случае, если в результате испытаний были выявлены нарушения. Однако сотрудники Ростехрегулирования зачастую пропускают последнее требование сквозь пальцы. К счастью для организаций, судьи не поддерживают точку зрения ревизоров (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 октября 2006 г. по делу № А13-2220/2006-09, Волго-Вятского округа от 1 ноября 2006 г. по делу № А39-889/2006-84/5).
Оформление результатов проверки
Акт. Этот документ составляется вне зависимости от того, нашли инспекторы нарушения или нет. Форма акта приведена в Постановлении. Помимо «стандартных» реквизитов в нем указывают сведения о результатах контроля (в том числе выявленные нарушения, их характер и т. д.). К документу прилагают протоколы об отборе образцов (проб) продукции, обследовании объектов окружающей среды, заключения о проведенных исследованиях (испытаниях) и экспертизах, объяснения проверяющих, работников организации и другие документы (копии), связанные с контролем.
Представитель фирмы вправе письменно изложить свое мнение по итогам проверки. Его прикладывают к акту, в котором делается пометка: «С особым мнением».
Акт проверки составляется в двух экземплярах. Один остается у проверяющих, другой с копиями приложений инспекторы вручают представителю фирмы под расписку.
Журнал учета. Организации должны вести журнал учета мероприятий по контролю (п. 5 ст. 9 Закона). В него контролеры вносят запись о проведенной ревизии, отражают те же сведения, которые указаны в акте проверки, затем подписываются под ними. Журнал должен быть прошит, пронумерован и закреплен печатью юридического лица. Если документ отсутствует, в акте проверки делают об этом запись.
Протокол об административном нарушении. Если инспекторы обнаружат нарушения, они должны оформить протокол. Без него контролеры не вправе штрафовать организацию даже в том случае, если она нарушила закон. За отсутствием унифицированной формы, протокол составляют в произвольной форме. Требования к его оформлению указаны в статье 28.2 Кодекса об административных нарушениях. Документ должен быть составлен сразу после того, как обнаружено нарушение (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ), или в течение двух дней (при необходимости установить данные нарушителя). Подписывают протокол и инспекторы, и нарушитель. Копия документа остается у организации.
Постановление о назначении наказания. По итогам рассмотрения дела руководитель (заместитель) Ростехрегулирования выносит постановление либо о назначении наказания, либо о прекращении производства по делу. Если фирма согласна с решением, она должна перечислить сумму штрафа не позднее 30 дней после того, как срок на обжалование истек. Если принятое решение не устраивает организацию, она может обжаловать его в течение десяти дней (п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если штраф не будет заплачен добровольно, постановление направляется судебному приставу-исполнителю. Тот может взыскать штраф за счет имущества нарушителя.
А. Бунина, аудитор