Общая доля инсайдеров (то есть людей, работающих в самой компании или родственных структурах) в составе советов директоров крупных российских компаний составляет 67%, подсчитали авторы исследования Standard & Poor's «Портрет совета директоров российской компании как отражение концентрированной структуры собственности компаний и препятствий на пути развития корпоративного управления».
Журнал "Эксперт"
Директора, удовлетворяющие формальным критериям независимости (неаффилированные директора), занимают в общей сложности лишь 20% мест в советах директоров. В терминах Standard & Poor's они называются аутсайдерами, причем в эту категорию входят и представители стратегических акционеров. Миноритарные акционеры — в среднем 13%. Такие директора присутствуют в советах директоров 77% включенных в исследование российских публичных компаний, а в 40% компаний доля неаффилированных директоров превышает 25%. В государственных компаниях доля независимых директоров еще меньше – меньше половины от доли таких директоров в частных компаниях. Так, например, в «Газпроме» доля аффилированных членов совета директоров – 82%.
Это очень мало, полагают авторы исследования. Ведь даже в компаниях с аналогичным высоким уровнем концентрации собственности в таких странах, как Италия и Франция, доля независимых директоров на 32% выше, чем в России.
Но в последнее время наметился сдвиг. Независимых директоров станет больше, уверены авторы исследования. И требования регулирующих органов — не единственный фактор, заставляющий крупных акционеров российских публичных компаний выдвигать и избирать их в советы директоров. Более активное присутствие российских компаний на мировых рынках капитала посредством проведения IPO на международных биржах приведет к повышению роли независимых директоров и совершенствованию механизмов корпоративного управления в целом. Ведь главная цель динамично развивающихся российских компаний – завоевание доверия международных инвесторов в целях привлечения более значительных средств в ходе размещения акций.
Уже сегодня эта тенденция четко просматривается – в компаниях, имеющих листинг на крупных мировых биржах, доля неаффилированных директоров значительно выше, чем в среднем, – более четверти членов советов директоров в 71% компаний являются неаффилированными. Так, в «Вымпелкоме» инсайдером считается только один директор, в «Новатэке» 67% мест в совете директоров принадлежит внешним директорам, в «Вимм-Билль-Данне» — 56% мест.
Комментарий эксперта
Владимир Рудашевский
Советник главы АФК “Система”, зампред комитета РСПП по промполитике
Действительно, в России сегодня большой процент аффилированных членов советов директоров. И это плохо. Совет директоров – это представитель акционеров. Если компания открытая, публичная, то акционеров у нее гораздо больше, чем тех, кто представляет членов совета директоров. Получается, что аффилированные лица представляют себя и свои интересы, а не интересы компании. Решения принимаются исходя из узкого интереса. Поэтому такие компании плохо развиваются. Не принимаются рисковые решения, решения, которые по каким-либо причинам противоречат личным интересам самих членов советов директоров, но необходимы для дальнейшего роста компании.
Со временем независимых директоров станет больше. Ведь сами акционеры понимают, что темпы развития их компаний не соответствуют ожиданиям рынка. Для того чтобы развиваться, они должны принимать более смелые, более рискованные решения. Задача независимого директора – любой ценой повысить стоимость компании.