С 1 апреля 2007 года начинают действовать новые правила сверки по налогам. Изменились не только сроки, но и основания для проведения этой процедуры. Так, компаниям, допустившим неточность при заполнении «налоговой» платежки, больше не придется обращаться в суд. Уточнить платеж они смогут непосредственно в своей налоговой инспекции, которая по результатам сверки аннулирует пени, набежавшие со дня фактической уплаты налога.
А. Крылова, налоговый консультант
Прохождение сверки по налогам не входит в обязанности компаний, это скорее их право. Причем воспользоваться им фирма может в любое время, если ей, к примеру, понадобилось получить кредит или сменить офис. Кроме того, без справки свидетельствующей об отсутствии у компании нет задолженности перед бюджетом ее нельзя ни ликвидировать, ни реорганизовать. Не стоит, конечно же, забывать и о том, что если у фирмы возникла переплата по какому-либо налогу или платеж и вовсе ушел "в никуда", то без сверки восстановить справедливость не получится. Тем более теперь, когда в Налоговом кодексе закреплена обязанность налоговиков провести сверку платежей по первому требованию фирмы. А значит, при всей своей загруженности контролеры должны пойти навстречу желаниям компании.
Итак, если организация по собственной инициативе решила пройти сверку по налогам, то ей необходимо подать в инспекцию специальное заявление. Его форма утверждена приказом ФНС от 11 января 2007 г. № САЭ-3-25/2. В бланке надо указать, на какую дату и по каким налогам необходимо сверить платежи, их КБК. Если этими данными пренебречь, то инспекторы проведут сверку по всем налогам на дату регистрации у них заявления. Кроме того, в бланке обязательно должен быть прописан способ получения результатов сверки (лично или по почте).
Первые результаты: краткий акт
После того как ИФНС зарегистрирует у себя заявление, ее сотрудники в течение пяти рабочих дней должны составить краткий акт сверки расчетов. Затем два его экземпляра контролеры обязаны передать фирме. Она же, в свою очередь, в течение пяти дней может сравнивать собственные данные о налогах со сведениями в акте.
Если по итогам сверки расхождений не обнаружится, то один экземпляр заявления надо вернуть в ИФНС, предварительно сделав пометку: "Согласовано без разногласий". Таким фирмам можно позавидовать, поскольку оказаться в числе счастливчиков доводится не многим.
Дело в том, что очень часто в сведениях налоговиков и компаний выявляются несоответствия. Тогда необходимо вернуть в инспекцию краткий акт сверки, сделав на нем отметку "Согласовано с разногласиями". На его основании контролеры обязаны продолжить сверку.
Отметим, что в данном случае фирме также надо уложиться в отведенные для проверки сведений пять дней. Если компания пропустит срок, то ей будет направлено специальное уведомление с напоминанием. В том случае, если организация проигнорирует и его, причем вне зависимости от причин, то сверка с ней прекращается по истечении 14 рабочих дней с момента отправки уведомления.
Правда, при таком раскладе организация не утрачивает права на повторную сверку за тот же период и по тем же налогам. Для этого достаточно будет заново подать заявление в свою налоговую инспекцию.
Сверка по полной
Итак, допустим, акт сверки подписан с разногласиями и уже отправлен обратно в налоговую. Что же делать дальше? Ждать семь рабочих дней. Именно такой срок отведен инспекторам для того, чтобы сформировать полный акт сверки. Затем его направят организации вместе с информационным письмом, пригласив тем самым представителя фирмы прийти в ИФНС лично, дабы устранить вновь возникшие разногласия. Причем предварительно фирма должна заполнить свою часть акта, проставив данные в графе "По данным налогоплательщика". Как и в отношении краткого акта, на все про все фирме отводится пять дней.
Если же сведения в полном акте совпадут с информацией по платежам, которая имеется у фирмы, то на этом сверку можно считать завершенной.
При личной встрече
Вполне возможно, что даже полный акт сверки не сможет устранить все неувязки в платежах, и тогда представителю фирмы придется лично посетить налоговую инспекцию. Дату и время возможного визита инспекторы предусмотрительно должны указать в информационном письме, речь о котором шла выше. Если компании и инспекторам удастся прийти к компромиссу, то после всех исправлений стороны подписывают акт с соответствующей пометкой.
Отметим, что положения нового Регламента требуют от инспекторов устранить все разногласия в день обращения к ним. Правда, в тексте документа есть небольшая оговорочка, если это "входит в функции только налогового органа". В документе, видимо, имеются в виду те ситуации, когда администратор налога или взноса четко не определен, как, например, со взносами на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, даже если по результатам сверки будет выявлена соответствующая переплата, то дальше мирным путем решить проблему все равно не удастся. Возможно, что фирма и инспекция и вовсе не найдут общего языка, и тогда акт сверки будет подписан с пометкой "Разногласия не устранены". Сверка на этом будет закончена, несмотря на неоднозначный итог. Ну а фирме останется разве что обратиться в суд и уже там отстаивать свои права.