Приказ ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@,зарегистрирован Минюстом России 20 февраля 2007 года
Распространяется на проверки, начатые после 31 декабря 2006 года. Шесть месяцев — именно столько смогут теперь проводить выездную проверку инспекторы. А ведь изначально предполагалось, что срок будет всего два месяца, а продлить его до шести инспекторы смогут лишь в исключительных случаях. Но почетную обязанность назвать эти исключительные случаи законодатели возложили на ФНС России. И что бы вы думали? Естественно, у налоговой службы глаза разбежались, и она так и не смогла сделать этот перечень исчерпывающим. А потому появилась приписка — «иные обстоятельства». Расскажем подробнее о том, как это получилось и что еще налоговики разработали для «совершенствования» проверок.
Как инспекторы будут затягивать проверку
Итак, с 1 января 2007 года вступила в силу новая редакция статьи 89 кодекса, которая регулирует порядок выездных проверок. Законодатели прописали, что по общему правилу срок выездной проверки составит, как и раньше, два месяца. Однако инспекция может принять решение об увеличении длительности проверки до четырех месяцев. А «в исключительных случаях» налоговики смогут задержаться в компании до шести месяцев.
К сожалению, депутаты не взяли на себя труд прописать, какие именно случаи позволят затягивать проверки, и оставили это на откуп ФНС России (п. 6 ст. 89 кодекса). Неужели депутаты надеялись, что налоговая служба станет сама себя сдерживать?
Если так, то надежды не оправдались напрочь. Вот в каких случаях ФНС России разрешает инспекторам продлить проверку до полугода:
1) проверка ведется у крупнейшего налогоплательщика;
2) от правоохранительных, контролирующих или других источников получена дополнительная информация о нарушениях;
3) на территории, где проводится проверка, случился форс-мажор — затопление, пожар и т. п.;
4) у проверяемой организации 10 подразделений и более;
5) налогоплательщик (или налоговый агент) не представил в срок документы для проверки;
6) иные обстоятельства.
Да, уважаемый читатель, у вас есть основания возмущаться — зачем вообще мы привели весь этот перечень?! Последнего пункта действительно вполне достаточно — он обеспечивает инспекторам неограниченные возможности. Придумав любое мало-мальски важное (опять же — на взгляд налоговика) основание, ИФНС обратится в региональное управление с просьбой продлить срок проверки до четырех или шести месяцев. Представляется, что инспекторы не будут мелочиться и попросят максимально возможный срок.
И как прокомментировали «Главбуху» в налоговом департаменте Минфина России, инспекторы наверняка будут активно пользоваться этой возможностью. А налоговики из УФНС — помогать им в этом, то есть утверждать прошения на продление ревизий.
К сожалению, такое самоуправство будет абсолютно законным. Есть ли шанс оспорить его в суде? Можно попробовать, если убедить арбитражных судей, что приказ ФНС России противоречит кодексу — по смыслу статьи 89 перечень «исключительных случаев» должен быть исчерпывающим. Но это очень сложно.
Отметим, что законодатели не предполагали такого поворота событий и даже предлагают исправить формулировки кодекса, если налоговики будут злоупотреблять своими полномочиями.
Комментирует законодатель
Сергей Чижов,
депутат, Комитет Госдумы по бюджету и налогам
— Цель поправок в статью 89 состояла в том, чтобы сделать процедуру и условия выездной налоговой проверки максимально понятными и четкими. Поэтому, конечно, мы против неясности в дополнительных нормативных актах, регламентирующих основания для продления проверки.
К сожалению, такие формулировки, как «иные обстоятельства», могут способствовать росту коррупции. По опыту могу судить, что все законы, имеющие в своем составе подзаконные акты, считаются наиболее коррупционными. В то же время нельзя совсем отказаться от подзаконных актов. Иначе Налоговый кодекс РФ мог бы соперничать по объему с полным собранием сочинений классиков русской литературы.
Комментирует законодатель
Вячеслав Новиков,
заместитель председателя Комитета Совета Федерациипо бюджету
— Мы даже обсуждали возможность прописать перечень оснований для продления выездной налоговой проверки прямо в Налоговом кодексе. Но тогда представителям ФНС России удалось убедить законодателей, что жизнь полна неожиданностей и все случаи в законе не учтешь.
Однако мы проводим мониторинг правоприменительной деятельности. И если в какой-то момент мы поймем, что налоговые органы злоупотребляют своими полномочиями, то внесем изменения в закон — возможно, даже вернемся к варианту закрытого перечня, прописанного в Налоговом кодексе РФ. Но прежде, конечно, должна сложиться практика применения этого закона.
Пока же советуем: следите, чтобы все документы у инспекторов были оформлены правильно. Особенно смотрите вот за чем: подписать решение о продлении проверки должен либо руководитель регионального УФНС, либо его заместитель. А иногда такое решение должен подписать сам глава Федеральной налоговой службы или его зам. Перечислим эти ситуации:
— региональное УФНС проводит повторную проверку в рамках контроля за деятельностью инспекции;
— ревизию осуществляет межрегиональная инспекция по крупнейшим налогоплательщикам;
— проверку выполняют специалисты из центрального аппарата ФНС России.
Как будут проверять контрагентов
Вместо «встречных проверок» Налоговый кодекс говорит теперь об «истребовании документов (информации) о налогоплательщике (ст. 93.1 кодекса). Но фактически исчезновение привычного термина из кодекса ничего не меняет. Более того, запрашивать документы налоговики теперь могут не только при проведении проверки, но и при осуществлении налогового контроля вообще. Как инспекторы будут всеми этими правами пользоваться, расписано в приложении № 3 к приказу ФНС России № САЭ-3-06/892@.
И здесь советуем следить за оформлением документов.
Дело вот в чем. Получить информацию налоговая может только от своих коллег — сотрудников другой инспекции, расположенной по местонахождению контрагента. Или от ИФНС, где зарегистрировано другое лицо, предположительно обладающее нужными сведениями.
Согласно порядку налоговики посылают в другую инспекцию поручение, где, в частности, должно быть указано, кого и в связи с чем проверяют. И уже «местные» инспекторы запрашивают информацию у предприятия. При этом — внимание! — требуя у контрагента документы или сведения, налоговики должны предоставить копию поручения, которое прислали их коллеги. Изучив текст поручения, вы будете знать, в связи с чем проверяют вашего партнера — возможно, затрагиваются и ваши интересы.
Отметим, что предоставить информацию нужно в течение пяти дней. Такой срок установлен пунктом 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ. За необоснованный отказ либо игнорирование требования штрафуют. Размер штрафа — 1000 руб., а за повторный отказ — 5000 руб. (ст. 129.1 Налогового ко-декса РФ).
Важные документы
Решение о проведении проверки. Раньше было две разные формы решений о проведении выездной проверки. Одно — на выездную проверку, другое — на повторную выездную проверку. Теперь форма для этих случаев одинакова.
При этом если назначается повторная проверка, то в решении обязательно должно быть указано основание. То есть по какой именно причине инспекторы решили провести повторную проверку.
Причины могут быть только следующими:
— контроль вышестоящим налоговым органом за деятельностью ИФНС;
— подача уточненной декларации, если налог в ней указан в меньшем размере, чем было заявлено ранее (в решении обязательно должно быть указано, по какому налогу была подана «уточненка»);
— ликвидация предприятия;
— реорганизация компании.
Обратите внимание: налоговики обязательно должны ознакомить с решением руководителя (или его представителя) — под роспись.
Акты о результатах выездной и камеральной проверки. Важная деталь: для камеральных проверок раньше вообще не было утверждено никакого акта. Из-за этого возникало много споров — ведь, фактически, налогоплательщики были лишены возможности представить свои возражения.
Теперь в соответствии с пунктом 5 статьи 88 Налогового кодекса РФ составлять акт по результатам камеральной проверки необходимо. И поэтому сейчас ФНС утвердила специальную форму этого документа.
Также обновлен и акт выездной проверки (эта же форма применяется и при оформлении результатов повторной выездной проверки).
Отметим, что в старой форме акта инспекторы указывали просто сумму неуплаты по налогам. Теперь же для отдельных нарушений предусмотрены специальные строки.
Перечислим их:
— сумма, которую налоговый агент удержал, но не перечислил в бюджет;
— сумма, которую налоговый агент и не удержал, и не перечислил;
— размер завышения убытков при налоге на прибыль;
— завышение НДС, предъявленного к возмещению из бюджета.
— уплата налогов в завышенных размерах.
То, что отдельно выделили нарушения налоговых агентов, вполне логично. Ведь и основание для штрафов у них другое — статья 123, а не 122 Налогового кодекса РФ. А вот тот факт, что особо указываются убытки, уменьшающие налог на прибыль, и возмещение НДС, говорит о том, что этим моментам инспекторы будут уделять обязательное и пристальное внимание практически при каждой выездной проверке. Сведения же о завышенных размерах налогов пригодятся чиновникам при проверке налога на прибыль. Ведь ряд налогов включается в расходы согласно главе 25 кодекса.
Подробнее о сроках проверки филиалов
Если у вас четыре филиала и более, инспекторы смогут затянуть проверку до четырех месяцев.
Проверка может быть продлена на тот же срок, если у вас меньше четырех филиалов. Это возможно, если на подразделения приходится не менее 50 процентов от общей суммы налогов компании или их имущество стоит не менее 50 процентов от всей стоимости имущества фирмы.
Если количество подразделений 10 и более, то налоговики получат возможность продлить проверку до шести месяцев.
Акт проверки для «чайников»
В новые Требования к составлению акта перенесено очень забавное указание из старого документа: инспекторы обязаны излагать текст четко, лаконично и доступно. Более того, он должен быть доступен «для лиц, не имеющих специальных познаний в области бухгалтерского и налогового учета». Правда, не указано, для каких именно неосведомленных лиц должны стараться инспекторы. Может, для директоров компаний?