Ольга Новикова,
Руководитель РРК «Агентство Кадровых Решений»
Система мотивации является серьёзным инструментом стабилизации персонала
любой компании. Мотивированный персонал, обладающий квалификацией необходимого
нам уровня, делает возможным развитие компании и обеспечивает ей конкурентное
преимущество на рынке.
Компании профессионального сервиса, к каким относится
рекрутинговые компании, зависимы от наличия команды квалифицированных и жаждущих
делать своё дело сотрудников. Одними технологиями рекрутинг не спасти, важны
люди, способные эти технологии освоить, и управленческие механизмы, способные
соединить воедино потребности специалиста и возможности, предоставляемые нашей
профессией. В первую очередь важно решить ситуацию с рекрутерами – основной
добывающей единицей рекрутингового агентства. Квалифицированный рекрутер дорого
стоит компании, потому что на его обучение уходит много сил, средств и времени,
а с его уходом компания при плохо организованном бизнесе несёт большие убытки,
при бизнесе, организованном лучше – несёт значительные расходы, связанные с
необходимостью подготовки нового специалиста.
Квалифицированный консультант по
подбору персонала всегда имеет возможность продать свои услуги компании клиента
либо любой другой компании, заинтересованной в опытном внутреннем рекрутере.
Причин, по которым рекрутер довольно легко и как само собой разумеющееся рассматривает
для себя перспективы такого перехода, несколько:
1. имидж профессии консультанта по подбору персонала – многие воспринимают
её как стартовую в карьере менеджера по персоналу;
2. невнятные перспективы карьеры в рамках рекрутингового агентства
– большинство агентств - маленькие, с довольно простой оргструктурой, потому
рост чаще всего возможен лишь профессиональный;
3. оплата труда
Статистика свидетельствует, что
средний срок жизни рекрутера в кадровом агентстве составляет обычно 1 год. Наш
опыт показывает, что при сознательном подходе к мотивации персонала продолжительность
работы рекрутера в агентстве может превышать 3 года.
Немного теории.
Основные потребности личности выглядят
следующим образом:
- физиологические (пища,
тепло, здоровье и пр.)
- потребность в безопасности
(надёжность, постоянство, сохранение своего социального положения, безопасные
условия труда, надёжное рабочее место, соблюдение гарантий и т.п.)
- потребность в причастности
(принадлежность к группе)
- потребность в уважении
(улучшение имиджа, статуса, престиж)
- потребность в самореализации
(повышение профессионального уровня, достижение своих целей, реализация талантов)
Система мотивации должна строиться
вокруг удовлетворения этих потребностей и находить своё отражение в системе
компенсаций, принятой в компании, и системе нематериальных стимулов.
Под компенсациями я подразумеваю
3 материальных составляющих:
- базовый оклад
- стимулирующие выплаты,
дополнительные к базовому окладу и связанные с результатами работы - бонусы
- бенефиты – материально-нематериальные
вознаграждения, получаемые сотрудником как результат его работы в данной должности
или в данной организации (оплата мобильной связи, автомобиль с водителем,
мед. страховка и т.п).
На мой взгляд, хороший компенсационный
пакет должен отвечать следующим требованиям:
- стабильность (гарантировать
человеку материальную защищённость, это требование к размеру базового оклада)
- дифференцированность (для
разных категорий персонала и для персонала одной категории, но разной квалификации
должны быть различия в компенсациях) и возможность изменения;
- прозрачность (понятность)
- «справедливость» (совпадение
внутренней оценки и внешней – наиболее субъективный показатель, но с ним нужно
работать).
- должен стимулировать «правильное
производственное поведение»
Наиболее распространённая система
компенсации в рекрутинговых компаниях весьма примитивна: зплата консультантов
во многих агентствах является процентной.
Для рекрутеров основные риски такого
подхода связаны с его нестабильностью. Для агентства рисков много больше, вот
некоторые из них:
- сложность управления консультантами
(мотивированы на дорогие заказы; иную работу, не связанную с заказами, могут
игнорировать);
- сложность контроля качества предоставления самой услуги,
поскольку оцениваем работу только по одному критерию – объёму продаж;
- ограниченные возможности формирования у рекрутера лояльности
компании;
- сложно удерживать консультанта (рекрутер – одинокий волк,
сам себя кормит);
- сложно привлекать новых рекрутеров (особенно – в молодые
агентства, куда идут работать энтузиасты).
РРК Агентство Кадровых Решений в
2001 году внедрило комплексный подход в системе оплаты персонала на смену однофакторному.
Были разработаны ключевые показатели
деятельности рекрутера, каждому показателю придан вес, присвоено плановое значение.
По итогам месяца руководитель вносит фактические данные и рассчитывается общий
показатель результативности. Начиная с 61% результативности происходит премирование.
Размер премии зависит от показателя результативности, лежит в интервале 30-140%
от базового оклада.
Пример матрицы оценки результативности
и начисления зплаты:
Критерии результативности
|
вес
|
План
|
Факт
|
% вып.
|
плейсменты
|
0,40
|
4
|
2
|
50%
|
Объём продаж
|
0,25
|
60 000р.
|
50 000р.
|
83%
|
Качество обслуживания клиентов
|
0,15
|
1
|
-
|
100%
|
КПД личное
|
0,10
|
100%
|
100%
|
100%
|
оценка руководителя
|
0,10
|
8
|
8
|
100%
|
|
100%
|
МВО
|
76%
|
Изменение зплаты происходит за счёт изменения
базового оклада:
- по итогам аттестации;.
- планово раз в год для всех
сотрудников компании
Отмечу особо, что только системой
материальных компенсаций ограничиваться не стоит, поскольку материальное стимулирование
имеет тенденцию к формированию привыкания, потому больший упор в выстраивании
системы мотивации нужно делать на нематериальные стимулы (возможность повышения
квалификации и возможность карьерного роста, возможность участвовать в разработке
стратегических и тактических планов и пр.), немонетарные (признание заслуг)
и иррациональные мотиваторы (воздействие через ценности и пр. составляющие корпоративной
культуры).
Для рекрутингового агентства зачастую
нет возможностей для полноценного использования подобных мотиваторов. Как решить
противоречие: сотрудник хочет получать больше – компания не может/не готова,
сотрудник хочет увеличить ФОТ, компания – сократить. Противоречие возможно
решить только за счёт роста компании.