Зарплаты в долларах выросли на 10-13%, а в рублях — на 11-18% за год, говорится в обзорах заработных плат, подготовленных Pricewaterhouse-Coopers (PwC) и Ernst & Young (E&Y). Сильнее всего зарплаты выросли у финансистов, продавцов и кадровиков. Эйчары входят в тройку профессий — лидеров зарплатной гонки третий год подряд.
Зарплата специалистов по управлению персоналом за минувший год выросла больше всех — на 18%, говорится в обзоре PwC. За ними — бухгалтеры, финансисты и продавцы (по 17%).
Так же выглядит тройка профессий-лидеров в обзоре E&Y и в исследовании зарплат, подготовленном российским кадровым агентством “Анкор”. HR-специалисты — единственные, кто остается в этой тройке три последних года.
Лидеры 2005 г. (инженеры и логистики) в отчетном году в аутсайдерах. По данным PwC, зарплаты инженеров увеличились на 5%, а логистиков — примерно на 10%.
Дорожают те профессии, на которые есть спрос, констатирует Валерия Киреева, старший менеджер отдела услуг по управлению персоналом PwC.
С ней согласна Александра Скворцова, руководитель отдела “Анкора”: с 2003 г. спрос на специалистов по управлению человеческими ресурсами ежегодно растет на 30%. В частности, говорится в обзоре “Анкора”, в прошлом году самыми востребованными были специалисты по компенсациям, а в этом — по развитию персонала. При дефиците кадров компаниям приходится прибегать к инструментам, на которые раньше они вовсе не обращали внимания: обучение персонала, дифференцированный подход к начислению премий и бонусов, развитие негосударственного пенсионного страхования, заключает Скворцова.
До недавнего времени службу персонала считали вспомогательным подразделением и поэтому уровень зарплат там был относительно невысок, считает Марина Миронова, директор по персоналу инвесткомпании “Велес Капитал”, теперь служба персонала не просто ведет учет кадров, но и может реально повлиять на финансовые показатели компании, эффективно распределяя деньги из фонда оплаты труда.
За прошлый год спрос на финансистов и бухгалтеров вырос на 80%, объясняет лидирующие позиции этой группы специалистов Виктория Простова, рекрутер финансового направления “Анкора”: “Компания становится больше, а значит, и штат финансового отдела расширяется”. Простова не исключает, что рост и спроса, и зарплат данной категории персонала предопределен модой российских компаний на IPO. На повышение цены финансиста или бухгалтера влияют завышенные требования выпускников вузов, а также привычка компаний перекупать у конкурентов работников, профессионализм которых часто не соответствует предложенной сумме, констатирует она.
В “Обзоре оплаты труда за 2006 г.” (июль 2006 г. к июлю 2005 г.) PwC приняли участие 64 компании: 10 российских, 14 — с участием иностранного капитала, 40 “дочек” иностранных компаний. 47% выпускают потребительские товары, 26% — производственные, 22% — фармацевтические, 16% работают в сфере услуг, 11% — высоких технологий, 9% — в нефтегазовой отрасли. В 31% компаний численность персонала — менее 150 человек, 33% — от 150 до 700, 36% — более 700.
В “Обзоре российских зарплат и компенсаций за 2006-2007 гг.” E&Y (июль 2006 г. к июлю 2005 г.) приняла участие 121 компания: у 22% численность персонала превышает 1000 человек, у остальных — до 500. 24% производят потребительские товары, 13% работают в нефтегазовой отрасли, 10% — в химико-фармацевтической, информтехнологиями, телекоммуникациями и финансами занимаются по 7%.
В “Обзоре заработных плат” “Анкора” (октябрь 2006 г. к октябрю 2005 г.) приняли участие 66 компаний, из них 20 — российские, 45 — “дочки” иностранных фирм, одно совместное предприятие. 15% респондентов “Анкора” работают в производстве, 6% заняты строительством, 45% — оптовыми продажами, 17% — розничными, 32% — товары и услуги.
Замыкают тройку лидеров роста зарплат специалисты по продажам. С 2004 г. штат подразделения по продажам продовольственной компании “Помидорпром” ежегодно увеличивается вдвое, рассказывает Максим Протасов, председатель правления компании. Сегодня менеджеры по продажам составляют более 10% от общего списка его сотрудников. Хорошим продавцом надо родиться, уверен Протасов: “Это люди с определенным даром, их не может быть много”. Однако, несмотря на дефицит таких кадров, Протасов не спешит баловать продавцов увеличением фиксированной части зарплаты. Зато он готов платить щедрые бонусы за большие объемы продаж. “Помидорпром” также готов делиться с успешными продавцами акциями компании — с будущего года в компании запускается опционная программа.
В компании “Вимм-Билль-Данн” (ВБД) за год повышались зарплаты и у финансистов, и у специалистов по управлению персоналом, и у продавцов, говорит Вера Елисеева, HR-директор компании. ВБД приходилось повышать зарплаты уже работающим сотрудникам и нанимать новых людей на более высокие уровни компенсации, говорит она. “Причем пример ВБД не слишком характерен, — отмечает Елисеева. — В компании происходит серьезная трансформация, поэтому, принимая решение о найме или удержании сотрудников, мы смотрим не на профессии, а на ключевых людей, которых считаем способными справиться с задачами, стоящими перед компанией”.
Директор административного департамента Росбанка Улан Илишкин подтвердил, что в его компании компенсации специалистов по персоналу и продажам входят в тройку лидеров по темпам роста. Служба персонала в Росбанке приравнена по статусу к бизнес-подразделениям, таким как департамент розничного бизнеса, департамент работы с малым и средним бизнесом, департамент работы с корпоративными клиентами. У сотрудников бизнес-подразделений более высокие зарплаты, чем у сотрудников отделов, выполняющих вспомогательные функции, говорит Илишкин. Нынешняя система мотивации не слишком устраивает руководство Росбанка, поэтому Росбанк испытывает большую потребность в квалифицированных специалистах по компенсациям и льготам, говорит он. Найти таких людей намного сложнее, чем менеджеров по обучению, оргразвитию или подбору персонала.
Специалистов по продажам тоже приходится регулярно подыскивать, жалуется Илишкин. В мае — июне этого года целый слой сотрудников Росбанка просто перекупили конкуренты, предложив им почти вдвое более высокие компенсации. Пришлось искать новых, заключает Илишкин.