"О налоговых санкциях по результатам повторных выездных проверок" Письмо Минфина России от 07.11.06 № 03-02-07/1-308
В следующем году инспекторы при повторной выездной проверке не смогут оштрафовать компанию за выявленные нарушения. Даже если ошибки обнаружат в уточненной декларации, которой еще не существовало на момент первоначальной проверки. Такие выгодные компаниям разъяснения к поправкам в Налоговый кодекс, вступающим в силу 1 января 2007 года, дал Минфин России в письме от 07.11.06 № 03-02-07/1-308 в ответ на официальный запрос «УНП».
Николай Морозов, эксперт «УНП»
Штрафа по уточенной декларации не будет
Из-за поправок, которые Федеральный закон от 27.07.06 № 137-ФЗ внес в первую часть Налогового кодекса, изменились правила проведения повторных выездных проверок. Сейчас инспекторы могут перепроверить компанию только в случае ее реорганизации или ликвидации. Со следующего года налоговые органы получат возможность провести повторную ревизию, если компания представит уточненную декларацию на уменьшение налога к уплате (здесь и далее новая редакция п. 10 ст. 89 НК РФ).
В связи с этим возник вопрос. Смогут ли инспекторы оштрафовать компанию, если в результате повторной проверки не подтвердится заявленное в «уточненке» уменьшение налога? Ведь со следующего года налоговики в подавляющем большинстве случаев не смогут штрафовать компании по итогам повторных проверок. Штраф возможен, лишь если установят сговор между плательщиком и сотрудником инспекции, проводившим первую проверку (п. 10 ст. 89 НК РФ). А это, по всей видимости, маловероятно.
Но при первоначальной проверке уточненной декларации еще не было. Стало быть, налоговики в принципе не могли найти в ней нарушения. Поэтому непонятно: лишает ли это правило возможности оштрафовать компанию и за неправильную, по мнению налоговиков, уточненную декларацию, которую они увидели впервые?
Как выяснилось, позиция Минфина по этому вопросу отвечает интересам компаний. В письме № 03-02-07/1-308 специалисты финансового ведомства сообщили, что и по уточненной декларации штрафа тоже не будет.
Неожиданная выгода разъяснений
Из таких разъяснений следует любопытный вывод. Одни дают новый внесудебный способ поспорить с результатами выездной проверки. Если компания не согласна с доначислениями, ей достаточно будет отправить уточненную декларацию, в которой не отражены оспариваемые суммы доначислений. Чтобы опровергнуть данные уточненной декларации, налоговикам придется провести повторную проверку. И очевидно, что это должна быть именно выездная проверка. Ведь поправки значительно урезали возможности инспекций при камеральной проверке. Перечень запрашиваемых ими документов будет ограничен (п. 7 ст. 88 НК РФ в новой редакции). Налоговики не смогут потребовать у компании никаких иных бумаг, кроме тех, которые кодекс предписывает представить вместе с декларацией. Только если организация заявит налоговые льготы или возмещение НДС, налоговики смогут попросить подтверждающие документы.
Если спорная сумма не слишком велика, вполне возможно, что до выездной проверки дело даже не дойдет. На такую перепроверку каждой «уточненки» у инспекции может просто не хватить времени и сотрудников. Но даже если дело дойдет до повторной выездной ревизии, штрафа можно не опасаться. Ведь Минфин считает, что по ее итогам штрафовать компании нельзя.
Насколько такой подход будет практически применим, ответит судебная практика. Но, тем не менее, уже сейчас можно сказать, что законодатели - намеренно или нет - дали компаниям неплохой козырь в борьбе с бесспорным взысканием штрафов, право на которое обретут налоговики.
В заключение отметим, что новые правила нужно будет применять по следам первоначальных проверок, которые будут назначены после 1 января 2007 года.