Михаил Малыхин
Светлана Витковская
Любая компания может заработать на сотрудниках как минимум один раз, воспользовавшись результатами их труда. Однако куда рачительнее зарабатывать на сотрудниках дважды или трижды.
Полтора месяца назад повысить эффективность системы негосударственного пенсионного обеспечения решился крупнейший российский сотовый оператор — МТС. Сотрудникам предложили перевести накопительную часть пенсии из Пенсионного фонда РФ в НПФ “Система”, управляемую общим с МТС акционером — АФК “Система”. В течение 10 дней сотрудников ознакомили с документами, а руководителям дали указание обеспечить их подписание. Так как в государственный пенсионный фонд отчисления с зарплат производятся автоматически, то новый приказ был воспринят некоторыми сотрудниками как ограничение свободы. “Народ ругался, но подписывал. Однако то, что отказавшихся сразу отправляли писать заявление об уходе, — слухи, я реально ни одного отказавшегося не знаю. Все было на уровне “надо — значит, надо”, — рассказывает один из сотрудников МТС. Другой сотрудник, с которым удалось пообщаться “Ведомостям”, заявил, что просто “выбросил бумажки в корзину”.
Система работает
В МТС пояснили, что никого не принуждают. Перевод накопительной части пенсии из Пенсионного фонда РФ в НПФ “Система”, разумеется, осуществляется только на добровольной основе. Система социального обеспечения, в том числе дополнительного пенсионного, существует в МТС уже много лет, рассказывает президент компании Леонид Меламед. При переводе пенсионных накоплений из Пенсионного фонда России в НПФ “Система” МТС перечисляет на индивидуальный счет сотрудника 10% от накопленной им суммы. Это элемент стимулирования работников, так называемые “золотые наручники”, поэтому никакого принуждения сотрудников здесь нет и быть не может, говорит Меламед. По его словам, у многих крупных компаний в России и мире есть свои НПФ и собственные программы финансового стимулирования сотрудников. “Компания находится на стадии реструктуризации, и мы заинтересованы в сохранении самых квалифицированных и перспективных сотрудников, поэтому и используем современные системы стимулирования их продолжительного труда в МТС”, — отмечает Меламед.
Подобная система действует и в “Росно”, где раньше трудился президент МТС. С момента ее внедрения в прошлом году половина сотрудников “Росно” перевела свои пенсионные накопления из ПФР в НПФ “Система”. По словам Ирины Ушаковой, пресс-секретаря “Альянс Росно управление капиталов”, НПФ “Система” — один из 12 подобных фондов, с которыми “Росно” имеет контракты. По корпоративному договору с НПФ “Система” у сотрудников “Росно” также есть ряд преференций.
“Привлечение средств сотрудников в основной бизнес компании может играть серьезную роль на стадии ее формирования, — считает Павел Панин, старший менеджер отдела финансового консультирования аудиторской компании KPMG. — Но это имеет отношение лишь к малому и среднему бизнесу. Для крупных компаний с финансовой точки зрения это капля в море”. По мнению Панина, часть средств, которые страховые компании и НПФ получают от клиентов, формирует так называемые страховые резервы, которые данные финансовые институты могут инвестировать в акции, облигации и ряд других финансовых инcтрументов. Таким образом, часть полученных средств компания или НПФ вполне может вложить в акции или облигации своего корпоративного клиента.
В другой компании, управляемой АФК “Система”, — “Комстар — объединенные телесистемы” пенсии сотрудников никуда не переводят. “Они могут выбирать любой фонд, в том числе и НПФ “Система”, — пояснила пресс-секретарь “Комстара” Юлия Ясиновская. Услугами своего НПФ “Альфа-Капитал” пользуются и сотрудники Альфа-банка.
Вопрос денег
Однако если собственным или аффилированным пенсионным фондом или банковской системой обладает относительно небольшое количество компаний, то с созданием эффективной модели распоряжения фондами заработной платы приходится работать каждой бизнес-структуре. Панин отмечает, что в последние годы сформировалась система, по которой практически все крупные компании предпочитают выдавать зарплату посредством банков. “Таким образом сами компании избавляются от необходимости иметь дело с большими объемами наличности, а банки приобретают новых клиентов”, — размышляет Панин. За примерами далеко ходить не приходится. “Росно” перечисляет зарплату своим сотрудникам в Москве посредством банка МБРР, в Московской области — банка “Возрождение”, а в регионах — Сбербанка РФ. При этом, по словам сотрудника пресс-службы компании “Росно” Татьяны Ивкиной, такая схема удобна практически для всех сотрудников — “пожелавших отказаться от этой схемы не более 1%”. Сотрудников часто привлекает возможность, пользуясь корпоративным предложением по зарплате, получать бесплатно кредитные карты того же МБРР и иметь возможность воспользоваться его кредитами на льготных условиях.
Заработать на сотрудниках еще раз можно, предложив им воспользоваться производимыми работодателями товарами или услугами. По словам Андрея Шибанова, директора по персоналу Альфа-банка, в рамках основного бизнеса сотрудникам компании предоставляются кредиты с упрощенной процедурой оформления. “Ими пользуются многие из наших сотрудников, поскольку подобные программы — очень популярный вид льгот на рынке”, — говорит Шибанов. По его мнению, эти средства служат дополнительным стимулом для повышения авторитета компании среди ее сотрудников, но доля средств работников не играет важной роли в бизнесе банка, поскольку “она чрезвычайно невелика, учитывая масштаб банка”. “Предложение вложить деньги в услуги компании зачастую может стать хорошим тестом для корпоративной культуры, — считает Сергей Пятенко, гендиректор Экономико-правовой школы компании "ФБК". — Если сотрудники банка или страховой компании рады воспользоваться услугами собственной фирмы, значит, они ей доверяют. Что же касается использования средств работников в основном бизнесе компании, думаю, их объемы не столь важны для самого бизнеса, но имеет большое значение для формирования корпоративной культуры, точнее, для лояльности сотрудников”.
В “Росно” сотрудники имеют доступ к льготным страховым тарифам, однако, по словам Ивкиной, все они сводятся к скидке в размере агентского вознаграждения и беспроцентной рассрочке платежей и (для удобства) списанию платежей с заработной платы. При этом пользоваться или не пользоваться любыми услугами зависит от желания самого сотрудника компании. “Я сама с удовольствием застраховала авто в собственной компании, — говорит Ивкина. — Но, если даже предположить, что все 4000 сотрудников "Росно" пользуются различными нашими страховыми программами, доля их средств очень и очень невелика в основном бизнесе компании, у которой в стране более 7 млн частных клиентов и более полусотни корпоративных договоров”.