Елена Березина
Принятия нового Трудового кодекса с трепетом ожидали как работодатели, так и сотрудники. Дождались... 16 июня депутаты Госдумы приняли законопроект в окончательном, третьем чтении. Надо сказать, что кодекс претерпел серьезные изменения.
Теперь компаниям придется серьезно пересмотреть свою кадровую политику в целом и «зарплатный» вопрос в частности. Апрель и май ознаменовались для ряда столичных фирм новой волной проверок. В этот раз налоговики не брали в расчет ни «массовые адреса», ни «номинальных директоров», ни обанкротившиеся банки. Камнем преткновения между бухгалтерами и ФНС стала зарплата сотрудников, а точнее, ее размер.
Зачем поправили кодекс?
К удивлению, подобный вопрос нередко возникает как у работников, так и у работодателей. Зачем менять то, к чему уже все привыкли? Нам и так неплохо живется, в унисон поют и те и другие. Однако парламентарии думают все же по-другому. Да и результаты проверок Государственной инспекции труда говорят об обратном. Как сообщили «Московскому бухгалтеру» в ГИТ, за прошлый год в Москве инспекторы выявили и устранили более 121 тысячи нарушений, а руководителям организаций выдано более 17 тысяч предписаний.
По статистике госинспекторов труда, самым распространенным нарушением стала невыплата либо несвоевременная выплата заработной платы и других сумм, причитающихся работникам. В том числе за сверхурочную работу, труд в праздничные и выходные дни и при увольнении. На втором месте — неоформление либо ненадлежащее оформление трудовых отношений с работниками, необоснованные и незаконные увольнения с работы, нарушение правил охраны труда и техники безопасности, невыдача работникам трудовых книжек при увольнении.
Отметим, что предписаниями и предупреждениями дело не ограничивается. В прошлом году к административной ответственности было привлечено 4346 должностных лиц, а общая сумма штрафов составила 11 028 тысяч рублей. Не хотите пополнить число проштрафившихся коллег? Тогда читайте про те изменения, которые сулит нам новая редакция Трудового кодекса, и готовьтесь к ним заранее, пока не нагрянули незваные гости из инспекции труда.
Довольны все
Новый Трудовой кодекс принесет пользу не только работникам. Законодатели постарались максимально учесть мнения всех заинтересованных сторон (работодателей, профсоюзов и депутатов). На это еще в конце февраля указывал первый заместитель председателя Госдумы Олег Морозов:
— Подготавливая поправки в Трудовой кодекс, мы создали рабочую группу. Законопроект — это плод труда профессионалов, тесно работавших с тремя сторонами социального партнерства. Они привели трудовое законодательство в соответствие с требованиями времени и происшедшими в стране переменами.
Несмотря на это, Морозов подчеркнул, что кодекс необходимо совершенствовать и в дальнейшем. Поэтому не исключено, что группа, созданная для разработки поправок, будет работать и дальше. Это же предложил председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев:
— Трудовое законодательство должно развиваться постоянно и постепенно. Дополнения в него необходимо вносить по мере изменений, происходящих на рынке труда. Поэтому комитету Госдумы по труду и социальной политике надо сформировать постоянно действующую рабочую группу по мониторингу трудового законодательства и внесению предложений по его реформированию. Эта рабочая группа должна быть сформирована не только из депутатов, но и с участием всех сторон социального партнерства.
Прошлись по понятиям
Андрей Исаев рассказал также об основных изменениях кодекса:
— Некоторые из них носят сквозной характер. Например, практически во всех статьях определение «организация» заменено понятием «работодатель». Это позволило нам снять формальные препятствия для применения норм
закона к ситуациям, в которых работодателем являлась не организация. Одновременно регулирование трудовых отношений с работодателями — индивидуальными предпринимателями разделено на две категории. Во-первых, когда работник нанимается для осуществления предпринимательской деятельности. Во-вторых — для личного обслуживания или помощи по хозяйству.
Кроме того, из статьи 129 исключено определение «оплата труда». Авторы поправок решили, что оно тождественно понятию «заработная плата», поэтому оставили последнее, дабы избежать разночтений. К заработной плате также отнесены компенсационные и стимулирующие выплаты. Все понятия, относящиеся к тарифным системам оплаты труда, перенесены из статьи 129 в 143-ю. Кроме того, запретили выдавать зарплату в виде долговых обязательств, расписок и купонов. Изменен и порядок исчисления среднего дневного заработка для оплаты отпусков. Подсчет бухгалтеры станут производить не за 3, а за 12 календарных месяцев. Коэффициент, применяемый для расчета среднего дневного заработка, понижен с 29,6 до 29,4. Это связано с изменением числа нерабочих праздничных дней.
Заместитель председателя Федерации независимых профсоюзов России Алексей Суриков отметил, что в принципе поправками удовлетворены стороны социального партнерства:
— Законопроект представляет собой баланс интересов. Изменения не ослабляют защитные возможности профсоюзов, зато дают шанс работодателю проявить творческую инициативу, а государству — управлять социально-трудовыми отношениями в стране.
Новая трактовка трудового договора
Немного подправили законодатели и главную проблему всех времен и работодателей — положение о трудовых договорах. Они создали единый закрытый перечень обязательных условий трудового договора. Отказ от термина «существенные условия» пойдет на пользу всем, уверены парламентарии. Их поддержал и директор департамента трудовых отношений Мин- здравсоцразвития Александр Сафонов:
— На этом настояло правительство при обсуждении законопроекта. В спорах между организациями и работниками государство много раз сталкивалось с неоднозначным пониманием сторонами «существенных» и «несущественных» условий трудового договора. И те и другие стремились трактовать эти понятия в свою пользу. Введение же закрытого перечня положит конец разногласиям в этой сфере.
В комитете Госдумы по труду и социальной политике уверены, что отказ от «существенных условий» расширит возможности для регулирования трудовых отношений в индивидуально-договорном порядке и будет гарантировать соблюдение фирмами требований соглашений. Кроме того, немного по-другому прописали нормы главы 12, в которой определены понятие и порядок переводов на другую работу, в том числе временных.
Подкорректировали депутаты и статью 59. Раньше в ней было указано, когда срочный трудовой договор должен быть заключен обязательно и когда необязательно. Теперь эти случаи разделены на две отдельные категории, что позволит избежать ошибок как работодателям, так и судам при рассмотрении таких дел, уверены авторы. Руководитель подкомитета по трудовым отношениям и вопросам оплаты труда комитета Госдумы по труду и социальной политике Сергей Неверов отметил:
— Несмотря на столь кардинальные перемены, основы нашего трудового законодательства изменены не будут.
Однако предпринимателям придется привыкать вести дела по-новому. Например, право заключать срочные трудовые договоры получат только работодатели со штатом не более 35 человек (сейчас — 40), а в розничной торговле и бытовом обслуживании — до 20 работников (сейчас — 25).
Кадровые перестановки по-бухгалтерски
У столичных бухгалтеров прибавится головной боли. Например, статью 62 дополнили нормой, обязывающей работодателя выдавать по требованию работника копии документов о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование.
Раздел «Гарантии и компенсации» расширили, включив в него новую статью — 168.1. В ней прописан порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками сотрудников. Правда, только тех, чья работа постоянно осуществляется в пути или имеет разъездной характер.
Фирмы и предпринимателей обязали выплачивать выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка, если работник отказался от перевода на другую работу из-за состояния здоровья (в соответствии с медицинским заключением), а предложить ему такую работу фирма не может. Кроме того, данную выплату должен получить сотрудник, который либо признан полностью недееспособным, либо он здоров, но отказался работать в новых условиях из-за изменений в трудовом договоре.
Но работодателям подсластили пилюлю. При сокращении численности работающих им дали право предлагать «штатнику» любую должность, как соответствующую его квалификации, так и нижеоплачиваемую или нижестоящую. Кстати, работника можно уволить, если в фирме отсутствует место, на которое он может быть переведен в соответствии с медицинскими показателями. Заодно в статью 249 внесли поправку, согласно которой сотрудник должен возместить фирме затраты на его обучение в случае увольнения без уважительных причин до конца трудового договора.
В то же время компания обязана будет выплатить денежную компенсацию за нарушение установленного срока выдачи зарплаты, оплаты отпуска или при увольнении. Причем независимо от того, виновен в этом работодатель или нет. Ужесточены и требования по обеспечению охраны труда. Работодателю, осуществляющему производственную деятельность со штатом более 50 работников, предписано создавать службу охраны труда. Увеличивают обязательное финансирование улучшения условий труда с 0,1 до 0,2 процента от затрат на производство продукции.
Всего с 20 июня 2003 года (дата первого чтения законопроекта) депутаты рассмотрели около тысячи поправок. В результате консультаций с экспертами, профсоюзами и работодателями изменения внесены более чем в 300 статей кодекса. Кроме того, некоторые главы просто дополнят 13 новыми статьями. Кстати, пока депутаты работали над пресловутым документом, в Госдуме накопилось еще 50 законопроектов, вносящих изменения в отдельные статьи кодекса. Но к ним парламентарии пока даже не притрагивались.
ОСТОРОЖНО! У ВАС НА КНИГЕ ШНУРОК РАЗВЯЗАЛСЯ
Согласно данным госинспекции труда, практически в каждой третьей организации в прошлом году трудовые книжки оформляли неправильно. В частности, работников не знакомили с изменениями в них под роспись, своевременно не выдавали уволенным сотрудникам. Мало кто из работодателей считает нужным вести приходно-расходную книгу по учету бланков трудовых книжек и вкладышей в них и книгу движения этих же документов. Напомним, что штраф за такую провинность составляет 4 тысячи рублей для должностных лиц фирмы и 35 тысяч для самой организации.
Книги эти надо также прошнуровывать и пронумеровывать, заверять подписью руководителя и печатью. Если не соблюдать данные требования — придется отвечать рублем.