Дина Ушакова,руководитель отдела консалтинга
Группа компаний «АКР»
|
|
Марина Рожкова, независимый консультант – тренер
по развитию персонала
|
|
Праздник:
1. День торжества;
2.Выходной, нерабочий день; 3. День игр,развлечений;
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегов
«Скоро праздник!!» – радостные голоса сотрудников.
«Да, уж… Скоро…» - отчетливая нервозность в голосе менеджера по персоналу.
Диалог
из жизни организации
«Что такое праздник? Хлопоты,
расходы, веселье, иногда грусть, усталость или разочарование. Вечные метания
– да надо ли? До праздника - ли тебе и другим, столько дел – «ах ты пела –
это дело, так поди-же, попляши» - вспоминается ехидный респектабельный
трудоголик. Но теперь-то я знаю точно – праздник – это то, что нужно! Праздник
– это любовь. Любовь – это открытость и доверие. Разрешение самому себе встать
в центре мира, распахнуть сердце, глаза, руки и скомандовать – самому себе и
миру: «Все разрешено, все может быть не таким как сейчас, а таким как я хочу,
потому что я люблю всех вас такими, и другими, и неизвестными, и невозможно
описать какими, потому что еще никто не знает, какими мы станем, когда наступит
следующий праздник!»
Из праздничной речи именинницы
Вот и отшумели новогодние праздники. Утих торговый ажиотаж
в магазинах, на базах, в головах потребителей, как важно было ничего не упустить
– подарки детям, родственникам, друзьям, партнерам. А впереди уже следующие
праздники – 23 февраля, 8 марта!
Праздники неотступно сопровождают человечество и человека,
отражая материальные и духовные достижения личной и мировой истории. Любопытно
было бы посчитать: сколько на планете праздников?! Вполне вероятно, что каждый
день на Земле – праздник! И какие они разные: религиозные и революционные, личные
и национальные, древние и новые, интимные и массовые, профессиональные и общечеловеческие.
Корпоративные праздники - яркая и неоднозначная
грань в калейдоскопе современных праздничных событий. Они могут быть связаны
с «глобальными» -31 декабря, 8 марта, 23 февраля – или особыми датами – День
рождения Компании. Такие праздники – вызов организаторам – как использовать
древний потенциал праздника в интересах организации? Возможно ли, из
обычной общественной пьянки сделать корпоративный праздник? И в чем, собственно,
существенные отличия между первым и вторым? Какое «послевкусие» оставит
наш праздник?
Из горького опыта корпоративных праздников:
«В прошлом году, по многочисленным просьбам сотрудников, директор
согласился устроить праздник по случаю Нового года. Решили пойти всей командой
в ресторанчик недалеко от офиса. Заказали праздничный ужин и 29 декабря прямо
с работы все, от генерального директора до грузчиков и экспедиторов, явились
в назначенное место. Приехали крупные клиенты фирмы, партнеры, близкие друзья
директора и нужные люди. Новогодние поздравления - от дирекции сотрудникам и
наоборот - заняли минут пятнадцать. Дальше - музыка, танцы, ползающие по мраморному
полу вестибюля пьяные грузчики и тихие обжимания по углам. В целом же праздник
прошел хорошо.... После рождественских каникул директор уволил пару сотрудников.
Одного - за то, что был слишком пьян, вторую - за то, что соблазнила перспективного
менеджера. Этот Новый год пройдет для нашей фирмы тихо и незаметно: поздравим
коллег своего отдела, тихонько выпьем по бокалу шампанского…»
Так ради чего же будут потрачены деньги, силы, время? Как сделать праздник
эффектным и уложиться в бюджет? И что такое эффектный праздник? А что такое
эффективный? И какой лучше? - далеко неполный список вопросов, которые должен
задать себе тот, кто организует праздник.
Что объединяет традиционные праздники у любого народа? Естественные
желания людей в обществе неизбежно ограничиваются или вытесняются, в результате
накапливаются агрессия, рассогласование. Человек «прогибается» под общественные
условности, напоминает натянутую пружину. Напряжение необходимо время от времени
сбрасывать, эту задачу и решают праздники. Праздник устанавливает баланс
между требованиями рационально-ограничивающей реальности и иррационально-свободолюбивым
подсознанием. Праздник заканчивается, и рассогласование накапливается
вновь. До следующего праздника. Если вовремя не проводить гармонизирующих
праздничных акций, разрушительные тенденции внутри личности или группы могут
принять угрожающий характер. Еще одна важная функция праздника в культуре –
измерение времени и пространства в контексте изменений. Жизнь
«от праздника до праздника» свойственна и людям и организациям. Праздник как
«миг между прошлым и будущим» – сознательно или неосознанно – является моментом
самопризнания: «Удалось - не удалось, достижение – поражение, лучше – хуже:
чем раньше, чем у других, чем могло быть». Самооценка определяет решения о
будущем – чего мы можем достичь, чего я достоин – новых высот и радостей или
только повторения пройденного – и дай бог, чтоб не хуже. Не случайно, все древние
праздники тесно связаны с магическими ритуалами. Идея преображения, перехода
в новое качество - глубинная идея праздника. Древние общественные ритуалы
(зажжение огней, воздвижение символа вверх, опасное испытание (инициация), символический
раздел целого (пищи), объединение экстремальных усилий (соревнование), коллективное
самовыражение (пение) обеспечивали сообщества и личность энергией для перехода
в новое качество жизни.
В результате проектирования и проведения корпоративных
праздников мы убедились, что праздник может стать уникальным инструментом
управления и развития корпоративной культуры, способом трансляция организационных
принципов, целей и ценностей. Корпоративный праздник – ресурс развития
организации. Он может работать на укрепление веры в компанию. Помочь в создании
единой системы ценностей и мотивации. Создать новые связи в коллективе через
мифы, "ритуалы", символы. Праздник продолжается всего несколько часов,
но если его правильно спланировать, благодаря особой энергии, специфическому
переживанию времени и пространства во время праздника можно решить задачи, на
которые в будни потребуются месяцы. Чтобы избежать многочисленных опасностей
«бездумного массового веселья», спроектировать эффективный праздник, необходимо,
как минимуму, определить его цели.
Цели праздника
можно разделить на рациональные и иррациональные. Рациональные:
- знакомство (помочь
людям, отделам, филиалам лучше узнать друг друга с хорошей стороны);
- формирование желаемого
будущего (куда мы идем, расширить ресурсную базу компании.);
- инициирование процесса
(обнародование нового);
- отстранение от прошлого,
забот;
- следование традиции
(часто с утерянным первоначальным смыслом);
- время провождение
(повеселиться от всей души).
Иррациональные:
- адаптация (необходимо,
чтобы люди привыкли к чему-либо);
- интеграция (помирить
тех, кто в ссоре - например, затратные службы и добытчики), внутренняя и
внешняя PR-акция: «мы – молодцы!» + повод пригласить любимых клиентов и показать,
как мы их ценим + повод пригласить журналистов для установления отношений);
- целедостижение (создать
ощущение команды, сформировать «дух корпоративных ценностей», повысить командную
эффективность);
- поддержание ценностного
стандарта организации (достижение общей ясности: что ценно, а что не
допустимо в нашей фирме).
Планируя праздник, важно учесть особенности россиян
в целом (российские праздники заряжены большей иррациональностью, чем это свойственно
рациональному и прагматичному Западу), и, главное, уникальность сложившейся
культуры вашей компании. Ее естественное создание и развитие определяют ряд
факторов: вид бизнеса, характер руководителя, возраст компании, ее сотрудников,
структура управления и др. Задача организаторов - точно учесть особенности
культуры организации, и максимально вовлечь сотрудников в подготовку и проведение.
Если каждый отдел, сотрудник внесет свою лепту - это и есть то, что называется
корпоративной культурой. Занимаясь таким "второстепенным и необязательным"
делом, можно готовить себя к серьезной работе. Сегодня команда энергично
взялась за организацию праздника, а завтра так же дружно - за новый коммерческий
проект.
Хороший праздник – сложное равновесие между актуальными задачами
организации и удовольствием реальных сотрудников. Хороший праздник организован
так, что каждый ощущает себя участником события без принуждения. Хороший праздник
– неповторим, индивидуален и делает компанию сильнее. Хороший праздник - это
инвестиции в развитие компании. Это искусство и технология, которой можно и
необходимо учиться.