Анастасия Дагаева
Во многих российских компаниях корпоративные праздники устраивают несколько раз в год. Таким способом руководство стремится объединить коллектив и понять настроения подчиненных. Это позволяет укрепить бизнес изнутри, а значит, сделать его непробиваемым снаружи.
“Я бы не стал рассматривать корпоративный праздник как действие, которое должно иметь обязательный результат в будущем. Такого рода мероприятия разумнее проводить, подводя черту, торжественно объявить итоги”, — отмечает Александр Зыков, старший менеджер департамента консалтинга аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем”. “Руководитель обязан сообщать об успехах компании, — соглашается Дмитрий Страшнов, генеральный менеджер Philips Consumer Electronics в России. — Разослать сухое письмо с цифрами недостаточно. Надо использовать это как хороший повод собраться вместе”.
Праздничное построение
Серьезные корпоративные мероприятия проходят не чаще трех раз в год, как правило, это профессиональный праздник, день образования компании и встреча Нового года, говорит Зыков. “Набор праздников остался тот же, что и в советское время, кардинальным образом поменялся стиль вечеринок”, — отмечает Михаил Горшихин, руководитель агентства корпоративных мероприятий “Rba-холдинга”.
Еще пять лет назад самым распространенным способом празднования были посиделки в ресторане под репертуар ресторанных же певцов, говорит он. Сегодня все изменилось. “Набирает обороты индустрия развлечений, есть качественная музыкальная и световая аппаратура, различные сценические конструкции, лазерное шоу, фейерверки. При этом сами компании хотят разнообразия, настоящего праздника”, — утверждает Горшихин. Например, на день рождения АФК “Система” возвели парк аттракционов. А сотрудники московского офиса компании “Русал” в День металлурга играли в мини-гольф, делали ставки на специально организованных поросячьих бегах, рассказывает Павел Плетнев, начальник отдела организационной культуры и развития персонала компании “Русал”.
“В течение последних пяти лет бюджеты компаний на корпоративные мероприятия неизменно растут, — отмечает Горшихин. — Мы не работаем с бюджетами ниже $7000. На эти деньги можно снять неплохой ресторан и чинно-благородно посидеть. Думаю, в этом случае компания обойдется и без нас”.
Средняя стоимость программы развлечений для компании со штатом 300-350 человек равна $60 000-70 000. Максимальные бюджеты могут быть в 10-15 раз больше. Например, одна из телекомпаний заплатила за праздник $600 000, говорит представитель крупного агентства по организации шоу.
Пыль в глаза
Чтобы платить такие суммы, нужны серьезные причины. “На корпоративном празднике укрепляются горизонтальные связи внутри компании. Ведь компания — это не только фундамент, стены и крыша, без связующих перекрытий строение легко может распасться, — утверждает Олег Алексеев, директор Института корпоративного развития группы компаний "Ренова". — По мере роста компании увеличивается число сотрудников, нередко они разбросаны по региональным предприятиям и живут достаточно автономно, поэтому цель любого корпоративного мероприятия — позиционировать компанию и, разумеется, персонал в ней как единое целое”.
Корпоративные мероприятия — это не только инструмент, укрепляющий лояльность сотрудников. Это еще и повод в неформальной атмосфере пообщаться с партнерами по бизнесу, пригласить бывших сотрудников, отмечает Зыков из аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем”. “В формате деловых встреч и переговоров, которые происходят в рабочее время в рабочей атмосфере, просто нет возможности построить или поддерживать человеческие отношения. Корпоративный праздник — это всегда повод для очень занятых, но приятных друг другу людей встретиться и получить от общения искреннее удовольствие”, — говорит он.
Игра на местности
Для компаний, у которых есть разветвленный бизнес в регионах, организация корпоративных праздников на местах может стать “окном возможностей” для образа компании в глазах внешнего мира, считает Зыков.
“Помимо сплочения сотрудников внутри коллектива концерты, которые выливаются в мероприятия городского масштаба, решают и другую не менее важную задачу — формирование положительного имиджа компании в глазах всех жителей”, — говорит Павел Плетнев, начальник отдела организационной культуры и развития персонала компании “Русал”. Его точку зрения разделяет Анна Левитанская, директор по связям с общественностью Группы ЧТПЗ (названа по входящему в нее Челябинскому трубопрокатному заводу; в ее составе также Челябинский цинковый и Первоуральский новотрубный заводы): “Для маленького Первоуральска, в котором мы недавно купили предприятие, выступление Анжелики Варум и Николая Расторгуева на нашем празднике стали общегородским событием, которое вызвало массу позитивных эмоций”. Когда компании устраивают громкие корпоративные праздники в регионах, они получают возможность выстроить добрые отношения не только с горожанами, но и с представителями местной власти, что важно для серьезной крупной компании, добавляет Алексеев.