Дресс-код, принятый в компании, по сути, элемент корпоративного стиля, необходимый прежде всего работодателям, а не работникам. Однако затраты сотрудников на соответствующий ожиданиям начальства внешний вид никто компенсировать не спешит.
“Для руководства различных компаний важно соблюдение либо формальных, либо профессиональных признаков. Естественно, если человек работает в банке, он обязан придерживаться дресс-кода и приходить на работу в восемь утра, при этом требовать от него быть еще гениальным специалистом — сверх меры”, — считает Артемий Лебедев, дизайнер и владелец креативного бюро своего имени. В его компании сотрудники могут прийти на работу “в чем угодно”, главное — “результат, который всех удивит”.
Работодатели отмечают, что дресс-код нужен для того, чтобы сотрудники производили правильное впечатление на внешний мир. “Консультант должен выглядеть так, чтобы не отвлекать клиента, — желательно в его же стиле и довольно консервативно”, — считают в консалтинговой компании McKinsey. В компании PricewaterhouseCoopers (PwC) носить деловой костюм предписано “в интересах поддержания профессионального имиджа и репутации фирмы”. По мнению вице-президента по персоналу телекоммуникационной компании Global Telecom Ольги Новиковой, до этого 11 лет проработавшей в PwC, “специалисты, которые работают в бизнес-среде, к подобным требованиям относятся лояльно и довольно быстро привыкают к деловому стилю одежды”.
“Дресс-код — это система знаков, которая информирует о принадлежности к той или иной профессиональной группе. По манере одеваться многие склонны судить о человеке в целом, о его профессионализме и отношении к работе”, — напоминает старший специалист управления по работе с персоналом Оргрэсбанка Наталья Бондаренко. В этой компании придерживаются традиционных для банков ограничений в одежде: сотрудник не должен носить “слишком массивных” украшений и если при этом он использует парфюм, то желательно “с умеренной интенсивностью запаха”.
“В компаниях, ориентированных на предоставление услуг, дресс-код действительно нужен. Ведь если человек придет, например, в банк и увидит его сотрудников в одежде свободных художников, он вряд ли доверит ему свои деньги”, — говорит Дмитрий Булавинов, директор по персоналу компании, производящей продукты питания, до этого работавший в Росевробанке.
Другое дело, отмечает он, когда руководители начинают прописывать все в деталях — длину юбки, цвет колготок, — не учитывая при этом, что “контролировать это практически невозможно и затея может превратиться в фарс”.
“Однажды на практику к нам пришла студентка, и одним из ее вопросов было — в чем можно приходить на работу. Увидев девушку на следующий день в сиреневых перчатках-митенках, нам стал понятен ее вопрос”, — рассказывает замгендиректора маркетингового агентства AG Loyalty Марина Гетманская. В этой компании разрешено приходить на работу “в чем угодно”. А чтобы производить благоприятное впечатление на клиентов, в компании создают “офисный гардероб”. “Там будет храниться одежда, которая подходит для деловых встреч. Благо большинство наших сотрудников — женщины примерно одного размера. Закупка одежды поручена офис-менеджеру, который также будет следить за ее чистотой”, — говорит Гетманская.
Впрочем, корпоративный дресс-код необязательно предписывает ходить в костюмах. В ресторане “Сырная дырка” от сотрудников требуется выглядеть “стильно”, по причине чего им рекомендуется носить модные стрижки и придерживаться слегка “уличного” стиля в одежде. “Случаются ситуации, когда человек приходит на работу с такой прической, что, откровенно говоря, хочется плакать. В этих случаях мы отправляем его к нашему парикмахеру делать стрижку. Труднее всего убедить в этом женщин, но, как показывает практика, все они потом остаются довольны”, — рассказывает владелица заведения Анна Соколова.
Однако, регламентируя стиль одежды работников, исходя из нужд компании, работодатели редко предусматривают компенсацию затрат на приобретение всех составляющих делового костюма. “Мы не требуем одеваться от известных дизайнеров, к тому же компания выплачивает достаточно высокие зарплаты, чтобы ее сотрудники имели возможность приобретать хорошие вещи”, — поясняет Татьяна Чернышова, HR-директор подразделения потребительских товаров компании Johnson & Johnson.
Не предусмотрены подобные выплаты и в компании PwC. А вот в Оргрэсбанке затраты компенсируются только на приобретение одежды операционистов, у которых обязательно должен быть “белый верх, черный низ и синий платочек на шее”. Тратятся на прически своих сотрудников и в ресторане “Сырная дырка”, а вот одежду здесь покупают “в кредит” — сначала за счет работодателя, а затем затраченная сумма ежемесячно “небольшими частями” возвращается из зарплаты работника.