Анастасия Дагаева
Лесть со стороны подчиненных — неизбежное испытание для любого руководителя. Проходя проверку медными трубами, одни начальники резко обрывают любые попытки сказать комплимент, другие вовсе их запрещают. Однако, если подчиненный утверждает, что вы гений и при этом отлично выглядите, эксперты рекомендуют уволить его, только если он совершенно исказил действительность.
Алексей Аблаев, заместитель главы московского офиса американской биотехнологической компании Ginincor, не одергивает себя, если хочет сказать своему начальнику что-то приятное. “Похвала в адрес шефа — это некий ритуал во взаимоотношениях руководителя и подчиненного, — считает он. — Ты признаешь его успехи, а значит, его силу, влияние над собой”. Одобрение действий шефа со стороны подчиненных говорит о солидарности в команде, уверен Евгений Ройтман, владелец и гендиректор компании “Супершина”. “На начальника валится столько разных проблем и неурядиц, так что он, наверное, в большей степени, чем другие сотрудники, нуждается в моральной поддержке”, — добавляет Александр Шмелев, профессор МГУ, научный руководитель центра “Гуманитарные технологии”.
“Приятные слова в адрес руководителя, которые могут создавать позитивный настрой и работать на дело, говорятся искренне и содержат именно те чувства, которые человек ощущает "здесь и сейчас", — отмечает Марина Мелия, гендиректор психологической консультативной компании "ММ-класс". — В этом случае слова не несут никакой другой нагрузки, кроме эмоциональной. Они звучат в абсолютно адекватной обстановке, с соблюдением дистанции и не преследуют никакой вторичной выгоды”.
Сами виноваты
Но есть и так называемые манипулятивные комплименты, предостерегает Мелия. Они говорятся с одной целю — получить какую-либо выгоду, например повышение зарплаты, льгот и проч. Такой способ общения может быть в компаниях, где сам руководитель исповедует манипулятивный стиль или же он эмоционально зависим и постоянно нуждается в позитивном подкреплении, провоцируя на это свое окружение, отмечает Мелия.
Да и тщеславие начальника только на руку хитрому подчиненному, добавляет Шмелев. Правда, это скорее приносит компании ущерб, чем пользу. С ним согласна Мадлен Батурина, старший консультант департамента консалтинга аудиторско-консультационной группы “Развитие бизнес-систем”. Она вспоминает случай, как в российском подразделении одной иностранной сырьевой компании несколько менеджеров среднего звена сделали успешную карьеру благодаря тому, что “беззастенчиво льстили” своему руководителю. “Оценка профессиональных навыков этих сотрудников была ничуть не выше, чем у коллег — еще 20 менеджеров, — рассказывает Батурина. — Между тем они очень быстро выросли из начальников небольших отделов в руководителей самостоятельных крупных проектов”. По словам Батуриной, их шефом была 35-летняя женщина, которая регулярно приезжала из центрального офиса с проверками: “Ей говорили откровенно банальные вещи о красивой прическе, стильном костюме, лучезарной улыбке, а она, кажется, верила и даже получала удовольствие”.
Быть начеку
“Если подчиненный, говоря в мой адрес комплимент, превышает лимит из трех слов, то я его достаточно резко обрываю”, — говорит Татьяна Гостенина, гендиректор Hospitality Management Group (гостиничный бизнес). “У меня отрицательное отношение к подобным вещам, ну а три слова я выслушиваю из вежливости”, — поясняет она. По словам Гостениной, когда ей говорят про отличный внешний вид, она отвечает: “Сама знаю”. “Для этого мне не требуются оценки посторонних людей”, — утверждает Гостенина.
Ее точку зрения разделяет и Владимир Некрасов, владелец и президент парфюмерно-косметической компании “Арбат Престиж”. “Людям, которые что-то собой представляют, подлизы не нужны, — категоричен он. — Мне, например, удалось с нуля создать компанию, набрать команду профессионалов, и вот уже на протяжении нескольких лет бизнес дает отличную прибыль. Что может быть убедительнее этих фактов? Я вообще запрещаю подчиненным говорить в мой адрес комплименты”. Это табу, по его словам, создает “полезную для бизнеса дистанцию”.
Если сотрудники позволяют себе комментировать не только удачные деловые решения шефов, но и их внешний вид, это действительно чревато сокращением эмоционального расстояния между людьми, соглашается Шмелев. А вместе с утратой субординации начальник лишается и морального права на жесткость и требовательность, поясняет он.
Правильная реакция
Сложно избегать эмоциональных контактов, работая в одном офисе, возражает Батурина. “Например, вы столкнулись с шефом в курилке. Так и будете молчать, пока сигарета не закончится? — рассуждает она. — Беседа завязывается с какой-то отвлеченной реплики, нередко комплиментарного содержания”. Батурина советует подозрительным руководителям не мучить себя вопросом “Что этому типу от меня надо?”, а просто продолжить разговор. “В общении комплимент может служить и знаком препинания, — отмечает Леонид Кроль, директор Института групповой и семейной психологии и психотерапии. — Запятой — если необходима пауза, точкой — если требуется красиво закончить разговор, восклицательным знаком — если надо обратить на себя внимание”. Не хмыкайте в ответ, создавая дыру в беседе и якобы давая понять, что вы на лесть не падки, отмечает Кроль. Призовите на помощь свое чувство юмора, добавляет Шмелев. Например, шутливым тоном ответьте: “Спасибо за комплимент, но я его понимаю так, что вы персонально сегодня готовы поработать больше других, да?”
И вообще самокритичные руководители чувствительны к тому, уместна ли, адекватна ли по форме и количеству похвала со стороны подчиненного, уверен Шмелев. “Если я понимаю, что принятое мою решение неудачно, а вокруг люди хором твердят, какой я гениальный, то это повод их уволить”, — констатирует Ройтман.