Елена РАКОВА
Вашу фирму могут легко обмануть. Причем не контрагенты, конкуренты или недобросовестные сотрудники, а обычная кассирша супермаркета, в котором вы покупаете канцелярские или хозяйственные товары. Чтобы избежать этого, обратите внимание подотчтеников на распространенные варианты мошенничества в торговых точках.
«Грузите апельсины бочками»
О том, как ловким движением даже не руки, а пальца, два предмета превращаются в три, нам рассказала Ольга, главный бухгалтер торговой фирмы. «Наш коммерческий директор покупал канцтовары для фирмы в крупном оптовом супермаркете. Там кассир, как и в обычном магазине, пробивая покупку, сканером считывает штрихкоды с выбранного товара. При этом кассовый терминал автоматически формирует счет-фактуру, товарную накладную и кассовый чек.
Когда мы стали приходовать указанные в документах товары, выяснилось неожиданное несоответствие. По некоторым позициям товарной накладной нам прибавили по 1–2 лишних единицы товара. Например, директор взял 36 синих гелевых ручек. В накладную же было внесено 38 штук. Для каждого сотрудника (нас девять человек) директор купил по одному ежедневнику. А в накладной их оказалось десять.
Провернуть такую махинацию просто. Ведь кассиры не сканируют каждую ручку или ежедневник отдельно. Они, как правило, считывают штрихкод с одного предмета, а потом просто умножают на количество, которое взял покупатель. И тут можно спокойно вместо 36 умножить на 38 – покупатель и не заметит.
Конечно, иногда такие нестыковки происходят и в результате банальных технических ошибок: человек ведь не машина, может не в ту кнопку пальцем ткнуть. Однако о следующем фокусе такого не скажешь. В накладную, видимо, материализовавшись из воздуха, попали товары, которых мы не брали вообще. Например, “папка архивная с карманом” в количестве двух штук. Ну не было среди наших покупок этих папок. Вот “папка с боковым прижимом ламинированная – пять штук” – была, “папка с арочным механизмом картонная мраморная – десять штук” – была и “папка пластиковая с зажимом «кольца» – десять штук” – тоже была (правда, в количестве девяти штук). А никакой “архивной” – не было.
Но и это еще не все. Директор купил четыре полотенца. Они продавались скрепленными по две штуки. Это была такая рекламная акция: “Два полотенца по цене одного”. Одну пару нам пробили правильно. А из второй пары нам отдельно пробили каждое полотенце, но по цене за два. Если бы не правильно пробитая пара, то я бы даже не догадалась, что нас и здесь обсчитали.
В общем, из накладной на сумму чуть более шести тысяч рублей около 300 (то есть приблизительно 5%) мы заплатили в “фонд помощи бедным кассирам”».
«За время пути собака могла подрасти»
«Заведующая нашей столовой ежедневно закупает продукты и регулярно сталкивается с попытками обсчета или обвеса, – рассказала нам о следующем способе “кассового” мошенничества бухгалтер одного московского банка. – Иногда на продукте бывает проставлен только штрихкод и вес, а цену указывают на общем ценнике за килограмм. Кассир в этом случае сканирует штрихкод и вводит вручную указанный на этикетке вес. Так вот, как-то раз заведующая купила три больших арбуза. Когда она привезла их в столовую, то выяснилось, что кассир, пробивая один из арбузов, умножила цену не на 11,920 килограмма, а на 19,120. Вот такой гигантский арбуз получился, прямо хоть в Книгу рекордов Гиннесса заноси.
И еще: точный вес продуктов, взвешенных и упакованных в магазине, у нас почему-то всегда оказывается меньше указанного на этикетке. Работник супермаркета объяснил нам это тем, что за каждый день хранения продукт усыхает, так как из него испаряется влага.
Иногда прибавку в весе обеспечивает упаковка продукта. Ведь товар взвешивают вместе с лотками и пластиковыми баночками. Конечно, такая тара весит мало, но все равно при расфасовке продуктов продавцы должны вычитать ее вес».
«Эх, раз, еще раз»
«А меня торговые работники чуть не “обули” на 3450 рублей, – рассказывает Михаил, креативный директор PR-компании. – У нас всем сотрудникам, которые получают деньги под отчет, выдали пластиковые карты. Мы с ними и в командировки ездим, и хозтовары для фирмы покупаем.
И вот мы решили купить в офис микроволновую печь. Я отправился в крупный магазин бытовой техники, выбрал микроволновку и пошел ее отплачивать. Повозившись немного с картой, кассир сказала, что платеж не проходит – терминал выдает сообщение о том, что транзакция не возможна. И предложила оплатить покупку наличными. Такая сумма у меня с собой была, и я заплатил за печь свои личные деньги.
Когда я на следующий день пришел в бухгалтерию за возмещением, бухгалтер сказала мне, что по “клиент-банку” видно, что сумма с карты списана. То есть я заплатил за микроволновку дважды! Только через два месяца я смог получить назад свои деньги. Ровно столько длилось разбирательство с банком и магазином».
Супермаркетинг
«Наша фирма стала жертвой “серого” маркетинга в одном из магазинов известной столичной сети, – поделилась с нами Светлана, главный бухгалтер дизайнерской фирмы. – На Новый год мы собирались сделать подарки нашим клиентам. Сначала мы с моим замом пошли в магазин и аккуратно переписали цены на конфеты и спиртные напитки. В офисе мы составили список клиентов и распределили, что и кому будем дарить. Клиентам посолиднее – коньяк и набор швейцарских конфет, “средним” клиентам – шампанское и конфеты попроще, и т. д. Потом мы все подсчитали, я выдала заму деньги, и она пошла в магазин.
Через некоторое время она вернулась очень недовольная. Оказывается, у нее не хватило денег, чтобы купить все, что мы запланировали. Но выяснилось это только на кассе, когда она стала оплачивать покупки. Оказалось, что цены на некоторые товары, которые ей пробила кассир, не совпадают с ценами, которые указаны на ценниках. Например, бутылка коньяка оказалась дороже на 80 рублей. Менеджер торгового зала объяснил это так: “Мы уже подняли цены на этот товар, но, к сожалению, забыли поменять ценники”».
В помощь подотчетнику
Специалисты общества по защите прав потребителей советуют:
– Самое первое и главное правило: внимательно считайте деньги. Те, которые платите сами, и те, которыми вам дают сдачу. Самый банальный обсчет – лидер среди способов надуть клиента. Да и не только надуть. Отсидев за кассой несколько часов подряд, немудрено ошибиться при расчетах с покупателями.
– «Не отходя от кассы» следует не только считать деньги, но и проверять чеки. В этом случае, если вы обнаружите ошибку, все проблемы можно будет решить с менеджером магазина или с самим кассиром. Если же «излишки» будут выявлены только в офисе, то вам уже не удастся доказать, что на самом деле вы брали не два органайзера, а один, а что это за «клипборд», вообще понятия не имеете. Если чек очень большой или вам некогда сверять каждую позицию, то заведите себе правило проверять хотя бы более крупные покупки, например, превышающие 100 рублей.
– Любой банк, выпускающий пластиковые карты, предоставляет услугу SMS-информирования. Некоторые не понимают, зачем платить деньги за то, что банк сообщает об операции, которую ты только что сам же и совершил. Однако эта услуга поможет предотвратить ситуацию, когда кассир снимает деньги с карты, а потом говорит, что платеж не прошел и предлагает заплатить наличными. Ведь как только деньги будут списаны с пластика, вы в течение нескольких секунд получите сообщение об этом на свой мобильный телефон.
– Если берете несколько штук одного продукта, просите, чтобы кассир сканировал каждую покупку, а не умножал считанные данные на количество покупок.
– Коды разных продуктов могут различаться на 1–2 цифры. И если правильно «ошибиться», то можно вместо батона хлеба пробить бутылку французского вина. Поэтому будьте внимательны, если кассир, якобы из-за того, что штрихкод на товаре расположен в «труднодоступном» для сканера месте, набивает его руками.
Если в накладной, принесенной подотчетником из супермаркета, вы обнаружили товар, который он на самом деле не покупал, значит, ваша фирма стала жертвой недобросовестных работников магазина