Олег Иволгин, корреспондент «Консультанта»
Как известно, многие выплаты в нашей стране рассчитывают на основе МРОТ. С 1 мая 2006 года минимальный размер оплаты труда увеличился до 1100 рублей. В результате возросли расходы как отдельных компаний, так и бюджетов всех уровней.
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 198-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» повысил размер МРОТ для расчета оплаты труда до 1100 рублей. Новшество вступило в силу 1 мая текущего года. Напомним, прошлое увеличение произошло 1 сентября 2005 года. Тогда «минималку» повысили с 720 до 800 рублей.
Новый МРОТ действителен только при расчете заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности. На размер административных штрафов его повышение не повлияет. Федеральным законом от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (далее – Закон о МРОТ) для их расчета установлена базовая сумма «минималки» в 100 рублей.
Законодатели планируют продолжать постепенно повышать МРОТ, пока он не достигнет прожиточного минимума. Сегодня в качестве ориентира для такого перехода называют 1 января 2008 года.
«Минималка» – одна для всех?
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов сообщил, что «инспекторам дано поручение усилить контроль за выполнением трудового законодательства по выплатам как задолженностей по заработным платам, так и повышенной зарплаты». Эти меры приняты для того, чтобы избежать сбоев по увеличению заработной платы в регионах.
Однако, по словам руководителя Роструда Максима Топилина, только 17 субъектов Федерации решили увеличить минимальный размер оплаты труда с 1 мая до 1100 рублей. Более высокий МРОТ потребует от регионов дополнительных затрат. Вместе с тем бюджеты большинства из них не позволяют повысить «минималку». Поэтому не все регионы готовы исполнять Закон о МРОТ.
Так, с 1 мая до положенных 1100 рублей МРОТ вырастет в Новгородской, Оренбургской, Орловской, Тамбовской, Московской, Мурманской, Томской и Липецкой областях. Повысить его решили и республики Алтай и Чечня, Ханты-Мансийский и Чукотский автономные округа, а также Ставропольский край.
В Ненецком, Ямало-Ненецком автономных округах и Калининградской области минимальный размер оплаты труда в 1100 рублей действует уже с 1 января этого года. «Остальным регионам за очень короткий срок предстоит выправить ситуацию, принять необходимые нормативные документы по введению новых условий оплаты труда», – заметил г-н Топилин.
«Надо еще учесть, что увеличение МРОТ позволит повысить и базовую пенсию с 1 мая», – сообщил председатель правления Пенсионного фонда Геннадий Батанов.
Очевидно, повышение минимального размера оплаты труда приведет к росту бюджетных расходов, и прежде всего социальных выплат. В свою очередь, это может ускорить темпы инфляции.
Живущих прошлым ждет штраф
Вместе с тем новый размер МРОТ, который установлен Законом о МРОТ, должны учитывать компании на всей территории Российской Федерации.
Как заметил Александр Умрихин, юрист ЗАО «BKR-Интерком-Аудит», контролеры накажут фирмы, которые не будут соблюдать новых условий оплаты труда. «Им грозит штраф от 300 до 500 МРОТ или приостановление деятельности на срок до 90 суток, – сообщил он. – При этом штраф может быть наложен на руководящего сотрудника в размере от 5 до 50 МРОТ (п. 1 ст. 5.27. КоАП РФ). На практике, как правило, им оказывается директор компании».
«Следует иметь в виду, – добавил г-н Умрихин, – что если в течение одного года инспекторы повторно обнаружат аналогичное нарушение, то директора компании могут дисквалифицировать на срок до трех лет. При этом если он будет продолжать работать на этой должности в той же или другой фирме, то будет оштрафован на 50 МРОТ. В свою очередь, компании, в которой он будет незаконно трудиться, придется расстаться с суммой, равной 1000 МРОТ (ст. 14.23 КоАП)».
«В Трудовом кодексе прямо сказано, что заработная плата сотрудников компании не может быть меньше одного МРОТ (ст. 2 ТК РФ). Очевидно, что увеличение “минималки” приведет к росту расходов фирм на оплату труда. При этом, если организация не соблюдает указанное требование, она будет наказана, – заметил финансовый консультант консалтинговой группы “Медина” Захар Коньков. – В свою очередь, минимальный размер оплаты труда не должен быть меньше прожиточного минимума (ст. 133 ТК РФ). Фактически же этот пункт не соблюдается. И нужно отметить, что фирмы в этом не виноваты. Следить за исполнением закона должна официальная структура, которая его принимает. В данном случае это правительство».
У каждого региона – свой МРОТ
В последнее время администрации некоторых регионов принимают решения, которые обязывают фирмы устанавливать заработную плату сотрудникам исходя из регионального минимума. В свою очередь, он может отличаться от МРОТ, который определен на федеральном уровне. На практике контролирующие структуры заставляют компании рассчитывать вознаграждение за труд именно на основе регионального МРОТ. Однако правомерность таких требований довольно сомнительна.
Законодательные структуры субъектов России, действительно, могут устанавливать МРОТ для подвластных им регионов в повышенном размере по сравнению с федеральными нормами (ст. 2 Закона о МРОТ). При этом конкретный размер «минималки» определяют с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Его устанавливают для всех фирм, которые действуют в данном субъекте Федерации.
Повышенный МРОТ должен быть установлен специальным региональным законом. Однако власти субъектов обычно идут другим путем – принимают закон «О социальном партнерстве». Затем они подписывают трехстороннее соглашение с профсоюзами и региональными объединениями работодателей, в котором и определяют размер МРОТ. Компании получают предложение присоединиться к трехсторонним соглашениям, от которого они могут отказаться. При этом, если фирмы не прислали письменного отказа, считается, что они согласились с новыми нормами оплаты труда.
Региональные власти прибегают к такой сложной схеме по следующей причине. Если принять специальный закон о повышении «регионального» МРОТ, его придется вводить одновременно для всех категорий работодателей. К последним относятся и сами регионы. Поэтому им придется оплатить повышение зарплат «бюджетников» (ст. 2 Закона о МРОТ). Далеко не все администрации имеют возможность это сделать.
Система же социального партнерства позволяет избежать резкого роста бюджетных расходов. Ведь трехсторонние соглашения в части повышенного МРОТ, как правило, не распространяются на организации, которые получают финансирование из бюджета.
Например, с 1 мая текущего года московскими нормативными актами городской минимум оплаты труда установлен в размере 4100 рублей. А с 1 сентября 2006 г. он должен повыситься до 4900 руб.
Такая система повышения МРОТ имеет существенный недостаток с правовой точки зрения. С одной стороны, трехсторонние соглашения действительно законны (ст. 45 ТК РФ). С другой стороны, их положения должны соблюдать только те компании, которые добровольно присоединились к ним.
Несмотря на это, по мнению столичных властей, действие соглашения распространяется на все компании, которые письменно не заявили в Московскую трехстороннюю комиссию о своем несогласии с его содержанием в течение 30 дней с момента опубликования (п. 9 ст. 9 Закона г. Москвы от 22 октября 1997 г. № 44 «О социальном партнерстве»). Аналогичный порядок присоединения фирм к соглашению определен и в других регионах.
Вместе с тем такой порядок может действовать только при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне (ст. 48 ТК РФ). Во всех других случаях фирма имеет право добровольно присоединиться к соглашению, а не по умолчанию, когда от нее не получен письменный отказ.
Таким образом, если компания не входит в объединение работодателей, которое присоединилось к трехстороннему соглашению, она не обязана соблюдать его условия. А штрафные санкции, которые проверяющие могут наложить на фирму за зарплату ее сотрудников меньше региональной «минималки», будут незаконными.
МРОТ, который превышает «федеральный», может быть обязательным для всех фирм региона лишь в случае, если его установил закон субъекта, а не трехстороннее соглашение.
За зарплату меньше МРОТ – штраф
Ответственность, которую несет компания и ее директор за невыполнение соглашения о «региональной минималке», отличается от наказания за несоблюдение «федерального» МРОТ.
Так, руководитель фирмы-нарушителя условий оплаты труда, которые установлены в субъекте, должен заплатить штраф (ст. 55 ТК РФ). Его размер может колебаться от 3000 до 5000 рублей (ст. 5.31 КоАП). За повторное нарушение санкции к директору будут те же.