В ходе проверок налоговые инспекторы особое внимание уделяют расходам фирмы на всевозможные информационно-консультационные услуги. Интерес проверяющих к расходам фирмы на услуги вполне понятен. Подтверждение таких затрат законами не регламентировано. По обычаям делового оборота достаточно иметь договор на оказание тех или иных услуг, акт выполненных работ (оказанных услуг) и счет-фактуру.
Важным моментом является содержание этих бумаг. Если инспекторы заметят, что та или иная услуга не носит производственного характера, они могут исключить эти затраты из налоговых расходов. Они будут считаться экономически необоснованными. Как правило, под пристальное внимание налоговой службы попадают:
услуги, которые не имеют отношения к деятельности фирмы, или «подозрительные» сделки;
дорогостоящие услуги;
затраты, документы по которым составлены недостаточно подробно (то есть из содержания договора и акта нельзя понять, что конкретно выполнил для вас исполнитель).
Если расходы на услуги налоговая служба исключит из налоговых затрат, «пострадает» не только налог на прибыль, но и НДС с этих услуг. Его сумму инспекторы исключат из налоговых вычетов. Соответственно вам грозят штрафы и пени сразу по двум налогам.
Основная ошибка, которая приводит к таким результатам, – недостаточное внимание к оформлению необходимых документов. Чтобы избежать споров с налоговиками, воспользуйтесь следующими советами.
1. Контролируйте, чтобы на каждый расход у вас были оправдательные документы. Без этого ни одни затраты не признают обоснованными. Отслеживайте, какие именно бумаги представляет вам исполнитель. Как правило, это договор, акт выполненных работ и счет-фактура. Обязательно проверяйте, правильно ли заполнены документы, стоят ли все необходимые реквизиты, даты, подписи, печати. Даже если все пункты договора устроили руководителя, прочитайте его сами. В интересах фирмы, чтобы в договоре четко было прописано, какие именно услуги будет оказывать вам исполнитель. Фразы «консультационные услуги» – недостаточно. Желательно указать, в какой области, по каким вопросам будут вестись работы. Если же договор уже подписан, то постарайтесь конкретизировать услуги в акте выполненных работ. Попросите исполнителя прямо перечислить там все, что он сделал для вашей фирмы.
2. Наличие стандартного набора документов еще не повод признать расходы обоснованными. Инспекторы могут посетовать на то, что ваши расходы «не связаны с производственной деятельностью». Если они смогут это доказать в суде, затраты из налоговых расходов исключат (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 апреля 2004 г. № А21-5340/03-С1).
Доказать, что расходы на услуги были необходимы для деятельности фирмы, можно несколькими способами. Например, помимо договора, акта и счета-фактуры от исполнителя «запаситесь» приказами и распоряжениями. В них укажите, что поручаете своему сотруднику курировать исполнение услуг по договору и приказываете полученные результаты этих работ использовать в производственной деятельности. В документах можете подробно изложить суть оказываемых консультаций: для чего они нужны, ожидаемый результат от полученной информации и т. д. Такие приказы послужат дополнительным аргументом в вашу защиту. Если услуги были хотя бы косвенно связаны с получением сертификата или лицензии, то копии этих документов послужат вам доказательством. Вы всегда сможете заявить, что консультировались по вопросам, связанным с получением этих документов. Во всяком случае для суда такие доводы являются достаточными для того, чтобы признать, что услуги были связаны с производством (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 24 ноября 2004 г. № А79-8125/2003-СК1-7821).
3. В некоторых случаях инспекторы могут заявить, что ваши расходы не связаны с производством, даже если у фирмы в порядке «первичка» и есть дополнительные аргументы. Некоторые инспекторы считают, что в расходы, уменьшающие прибыль, коммерсанты не могут включать затраты на информационно-консультационные услуги, связанные с налогообложением.
Однако инспекторы неправы. Любой договор на налоговый обзор, ответ на вопрос, связанный с налогообложением, – это производственные расходы фирмы. Опровергнуть этот факт контролеры не смогут и в суде. Фирме же для выигрыша достаточно иметь стандартный пакет оправдательной документации. Главное, чтобы из договора было видно, что исполнитель оказывает вам налоговое консультирование (см. постановление ФАС Московского округа от 31 мая 2004 г. № КА-А40/4182-04). Соответственно не будет шансов у инспекторов доказать, что вычет по налогу на добавленную стоимость по таким расходам применен фирмой незаконно (см. постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 октября 2004 г. № А21-779/04-С1).
4. Немало случаев, когда инспекторы заявляют, что услуги третьих лиц, оказанные фирме, не являются производственными. Например, фирма своими силами не может выполнить работы для своего клиента. Для консультации она нанимает стороннюю организацию. Однако в силу каких-то причин акт о выполненной работе с клиентом подписан раньше, чем акт полученных услуг от стороннего исполнителя.
Временной разрыв в этих двух актах и вызывает недовольство контролеров. На основании этого они пытаются доказать, что услуги консультирующей организации не связаны с получением фирмой дохода. А раз так, то их нельзя признать производственными. В суде аргументы инспекторов судьи не принимают. Арбитры встают на сторону фирм и поясняют, что если установлена связь между договором на реализацию и расходами на консультантов, то дата подписания актов роли не играет. Организация вправе сдать работу, а позже подтвердить получение услуг от исполнителя. При этом расходы фирмы будут считаться производственными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 января 2004 г. № А56-22269/03). Чтобы не доводить дело до суда, советуем по возможности подписывать акты по расходам, связанным с реализацией раньше, чем проводить саму реализацию. Тогда вы избежите каких-либо нареканий со стороны налоговых инспекторов.