Хорошилов Вадим Николаевич,
старший эксперт Департамента правовой поддержки компании ПРАВОВЕСТ
Одним из способов налогового контроля является встречная проверка. Что она из себя представляет, каковы ее цели, порядок проведения и последствия для налогоплательщика? В данной статье мы постараемся не только ответить на эти вопросы, но и представить опыт судебной практики по рассмотрению подобных дел.
Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговым органом могут быть истребованы у этих лиц (контрагентов) документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика1. В этом случае налоговые органы осуществляют встречную проверку налогоплательщика.
Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования полученной по ней продукции или выручки от реализации. В частности, встречная проверка проводится, когда есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались полученные по сделкам товары либо выручка от реализации товаров (работ, услуг). Налоговики могут также проверить, как у контрагента отражены взаимозачетные и иные операции с налогоплательщиком. Встречная проверка может проводиться только в рамках выездной или камеральной налоговой проверки. При этом лицо (контрагент), обладающее необходимой информацией о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и сам налогоплательщик могут состоять на учете в разных налоговых органах. Таким образом, встречные проверки проводятся как налоговым органом, в котором состоит на учете налогоплательщик – контрагент (по мотивированному запросу другого налогового органа), так и налоговым органом, проводящим выездную или камеральную проверку.
Условия проведения встречной проверки
Существуют два условия, при одновременном выполнении которых фирма может попасть под встречную проверку:
если у контрагента компании проводится камеральная или выездная проверка;
когда деятельность предприятия непосредственно связана с деятельностью проверяемого контрагента.
При невыполнении какого-либо из условий налоговики не вправе требовать документы в рамках встречной проверки. И все же нередки ситуации, когда инспекторы запрашивают у фирмы бумаги, имеющие отношение не к проверяемому контрагенту, а к другому предприятию, где налоговая проверка не проводится. Налоговикам эти сведения необходимы потому, что данное предприятие сотрудничает с проверяемой фирмой. Однако такие требования судьи признают неправомерными2.
Условия, при которых налоговые органы проводят встречную проверку, в НК РФ не указаны. Но согласно п. 12 Приказа МНС РФ от 27.12.2000 N БГ-3-03/461 «О возмещении налога на добавленную стоимость при экспорте товаров (работ, услуг)» налоговые органы должны осуществлять встречные проверки у налогоплательщиков – поставщиков фирм-экспортеров. Налоговики обращаются за сведениями к поставщикам, у которых фирма закупила товары, перепродаваемые за границу, тем самым проверяя вычет НДС по экспортируемым товарам.
Процедура проведения встречных проверок
НК РФ не регламентирует процедуру проведения встречной проверки, не ограничивает сроков ее осуществления и налоговых периодов, за которые она проводится. Отсутствуют ограничения и по количеству повторных встречных проверок по одним и тем же налогам за проверенный или проверяемый налоговый период.
Однако опыт судебной практики выработал общий подход к проведению данного вида проверки. По мнению судей, при встречной проверке должностное лицо налогового органа должно соблюдать общие нормы ст. 93 НК РФ, то есть запрашивать конкретный перечень необходимых сведений (документов) в письменной форме в виде требования3. К данному перечню могут быть отнесены все документы, подтверждающие хозяйственные связи контрагента с проверяемым налогоплательщиком.
Требование может быть передано представителю фирмы лично под расписку или отправлено по почте письмом с уведомлением о вручении. В противном случае нет никаких доказательств, что фирма получила требование, и, следовательно, никаких претензий к ней налоговая инспекция предъявить не сможет4.
В конкретной ситуации все зависит от того, законно ли налоговиками запрошены сведения или нет.
Ситуация 1. Если инспекторы оформили требование по всем правилам, и у них действительно есть основания для встречной проверки, то документы представить необходимо. Иначе налоговая инспекция может наложить на фирму и ее должностных лиц штраф в размере 5000 руб.5 и от 300 до 500 руб.6, а затем все равно потребовать нужные сведения71. Однако налоговой инспекции передаются не оригиналы документов, а заверенные должным образом копии81 (на них должна стоять подпись руководителя), печать фирмы (нотариально заверять документы необязательно)91. Документы можно отвезти в налоговую инспекцию лично либо отправить по почте в течение пяти рабочих дней (отсчет ведется со дня, следующего за тем, когда фирма получила требование)101.
Ситуация 2. В случае, когда документы запрашиваются незаконно, фирма вправе не выполнять требований налоговой инспекции. Однако рекомендуем написать мотивированный отказ, чтобы избегнуть штрафа и судебного разбирательства.
Последствия встречной проверки
Предположим, что в ходе встречной проверки контрагента обнаружилось искажение в учете налогоплательщика отдельных финансово-хозяйственных операций, влияющих на определение налоговой базы. Тогда материалы проведенной проверки прилагаются к акту камеральной (выездной) налоговой проверки или к решению, принятому по результатам их рассмотрения, и используются в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении в отношении проверяемого налогоплательщика.
Порядок отражения результатов встречной проверки
Согласно п. 1.10.2 Инструкции МНС РФ от 10.04.2000 N 60 о порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, утв. Приказом МНС РФ от 10.04.2000 N АП-3-16/138, вводная часть акта выездной налоговой проверки должна содержать сведения:
о встречных налоговых проверках;
производстве выемки документов и предметов;
проведении экспертизы, инвентаризации имущества налогоплательщика, осмотра его территорий и помещений;
об иных действиях, произведенных в ходе налоговой проверки.
Приложения к акту выездной налоговой проверки включают в себя материалы встречных проверок (в случае их проведения).
В настоящее время ряд рассматриваемых Госдумой РФ законопроектов содержит поправки о порядке проведения встречных проверок. Прежде всего данные дополнения и изменения касаются окончательно не урегулированного вопроса о представлении налоговым органам необходимых документов, что зачастую приводит к нарушению прав налогоплательщиков.
--------------------------------------------------------------------------------
1) ст. 87 НК РФ
2) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.09.2004 N А19-3516/04-5-51-Ф02-3670/04-С1; Постановление ФАС Московского округа от 10.02.2005 N КА-А40/342-05; Постановление ФАС Уральского округа от 16.05.2005 N Ф09-1967/05-С7
3) Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.07.2005 по делу N А29-10785/2004а
4) Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 30.06.2005 по делу N А19-3861/05-41-Ф02-3003/05-С1
5) п. 2 ст. 126 НК РФ
6) п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ
7) п. 2 ст. 93 НК РФ
8) п. 1 ст. 93 НК РФ
9) Письмо ФНС РФ от 02.08.2005 N 01-2-04/1087
10) ст. 6.1 НК РФ