Если вы давно работаете в крупной российской корпорации и вас не продвигают
по службе, вам стоит пересмотреть свой гардероб. Такой вывод можно сделать из
недавнего исследования компании HR Partners. Ее специалисты попытались проанализировать,
насколько корпоративный стиль одежды распространен в России и чем наши компании
отличаются здесь от западных.
HR Partners опросила в общей сложности 75 компаний, российских и местных подразделений
западных корпораций, представляющих разные отрасли. Выяснилось, что в целом
российская культура делового дресс-кода почти приблизилась к западной. И все
же есть некоторые любопытные отличия, которые, по мнению специалистов, отчасти
объясняются особенностями национального стиля управления.
Так,
в российских фирмах дресс-код предписывается даже чаще, чем в западных (79%
против 70% ). Однако это вовсе не свидетельствует о том, что сотрудники наших
компаний одеваются более строго. Просто бизнес-культура в отечественных корпорациях
недостаточно укоренилась, и сотрудников приходится подчинять каким-то правилам.
"Скорее всего, в западных компаниях некоторые вещи предполагаются по умолчанию:
в чем можно приходить, в чем нельзя. А в наших это чаще приходится прописывать",
- говорит Игорь Чепкасов, директор HR Partners по операционной работе.
Этот тезис разделяет директор по персоналу московского подразделения Deutsche
Bank Максим Макаров. "У нас дресс-код формально нигде не прописан, но негласно
его все знают, - говорит он. - Мы ожидаем от сотрудников "деловой"
вид. Не приветствуется, когда люди приходят в майках или безразмерных джинсах".
"Специфика наших людей такова, что мы любим ходить в свободной одежде,
а не в костюмах. Тут дело, наверное, в русской душе: свободной и непостижимой.
Поэтому российским компаниям приходится чаще прописывать стиль одежды",
- соглашается Татьяна Добровольская, директор по персоналу группы компаний "Ландия".
В "Ландии" начали вводить дресс-код три года назад: для руководителей
был написан документ с рекомендациями в отношении внешнего вида их подчиненных.
Однако единые правила в результате действуют не во всех подразделениях "Ландии".
В холдинг входят компании разного профиля. В одной из них, занимающейся продажей
упаковки и ориентированной на западных клиентов, действительно пришлось "законсервировать"
стиль одежды - только костюм. "А вот в другой компании, торгующей металлопрокатом,
сколько мы ни пытались ввести дресс-код, не получалось. Потом мы решили, что
их клиентам [строительным компаниям] это и не нужно", - рассказывает Добровольская.
С другой стороны, российские компании реже предоставляют "узаконенную"
возможность расслабиться хотя бы раз в неделю. Casual Friday есть в большинстве
западных офисов (64% ) и только в 44% наших. По мнению Чепкасова, это следствие
закрепощенности и негибкости российских руководителей: раз уж ввели общие требования
к внешнему виду, то нужно придерживаться их всегда, без исключений.
И возможно, это не очень правильно. Ведь "джинсовая" пятница - тоже
инструмент мотивации: таким образом празднуется конец рабочей недели. Тем более
что во многих компаниях есть традиция совместного похода в этот день в какой-нибудь
бар.
Хотя в тех российских компаниях, где все же есть casual Friday, к ней относятся
именно как к мотивирующему фактору. "Важно то, что человек в такие дни
чувствует себя более комфортно по сравнению с предыдущими "костюмными"
днями", - говорит Игорь Дубинников, директор по персоналу компании "Тринити
Автомотив Групп". Как написано в специальном руководстве, выдаваемом новым
сотрудникам этой компании, все, у кого нет деловых встреч, по пятницам могут
одеваться "по-деловому, но не в костюм". Однако и здесь накладываются
ограничения. Например, джинсы могут быть любые - черные, коричневые, - но желательно
не светло-синие: потому что они могут выглядеть неряшливо, если не идеально
отстираны.
Но, пожалуй, самая любопытная особенность дресс-кода в России в том, что он
нередко касается только руководителей. Политика корпоративного стиля одежды,
затрагивающая в западных компаниях практически всех сотрудников (91% ), у нас
касается лишь 68%. Причем 12% компаний заявили, что это относится только к менеджерам
(среди западных участников исследования таких нет вообще).
Действительно, в некоторых российских компаниях так и происходит: если в коридоре
встретишь человека в костюме и при галстуке, то наверняка можно сказать, что
это менеджер (или сотрудник службы безопасности). Получив повышение (например,
став начальником отдела) , сотрудники часто меняют стиль одежды на более строгий.
"Классовое расслоение" по внешнему виду, с одной стороны, удобно
для рядовых сотрудников: можно ходить на работу в том, что удобно и нравится.
Однако карьере это может помешать. Человек, одевающийся на работу по всем правилам
дресс-кода, будет восприниматься вышестоящим руководством как человек более
профессиональный. И при прочих равных условиях его, скорее всего, первого пошлют
на обучение или повысят в должности. "Если хочешь быть начальником, то
одевайся как начальник, говори как начальник", - соглашается HR-менеджер
группы предприятий "ОСТ" Елена Лабзина.