Михаил Малыхин
Испытательный срок, который ждет практически каждого специалиста на новом месте работы, лишь в исключительно редких случаях заканчивается увольнением. С его помощью работодатели подстраховываются от ошибок при поиске персонала.
В прошлом году 23-летней Марии Ножовой повезло — ее взяли бухгалтером в аудиторско-консалтинговую компанию PricewaterhouseCoopers. Причем компания сама ее нашла: резюме HR-менеджеры RwС заметили в Интернете, после трех собеседований пригласили, а затем новоиспеченные коллеги ее всячески опекали, заботливо спрашивали: удобно ли ей на новом месте, ладит ли с коллегами и начальством, не хочет ли попробовать себя на другом фронте работ. Она честно признавалась, что со своей начальницей общего языка не находит. Развязка оказалась для Ножовой неожиданной. “Накануне окончания испытательного срока,за полчаса до окончания рабочего дня ко мне подошли сотрудники, попросили собрать вещи и освободить помещение, поскольку, по их словам, я не прошла испытательного срока”, — рассказывает она. Возражать им и спрашивать, почему так случилось, Ножова не стала. Пресс-секретарь PwC Вера Тоцкая отказалась обсуждать обстоятельства увольнения Ножовой из компании, заявив, что процедура была проведена в соответствии с Трудовым кодексом РФ (согласно ст. 79 ТК, уведомить о непрохождении испытательного срока необходимо за три дня).
Брак по расчету
Лишь каждый двадцатый недавно пришедший в компанию сотрудник не выдерживает испытательного срока, замечает, ориентируясь на профессиональный опыт, Елена Евстюхина, консультант направления FMCG (fast moving consumer goods, товары повседневного спроса) рекрутинговой компании “Анкор”. Для этого бизнеса каждый отказ работодателя имеет значение, поскольку агентство при таком исходе должно бесплатно найти замену. Но 5% “брака” рекрутеры считают нормальным — “большинство неподходящих кандидатов отсеиваются на этапе собеседований и других испытаний еще до начала работы”, говорит Евстюхина. А испытательный срок — подстраховка, поскольку методы подбора персонала небезупречны, считает Татьяна Чернозуб, генеральный директор кадрового агентства Flex. “За последние года четыре россияне научились себя продавать рекрутинговым агентствам и HR-менеджерам”, — говорит она. На ее взгляд, испытательный срок — единственная эффективная процедура проверки нового работника. “Только так можно найти ответ на два главных вопроса: насколько кандидат квалифицирован и совместим ли он с коллективом”, — считает Чернозуб. По словам Екатерины Яновой, директора департамента управления персоналом российского бюро компании Siemens, у них “непрохождения” испытательного срока практически не бывает. Единственной причиной, по которой работник может быть забракован в Siemens во время испытательного срока, может стать то, что кандидат сильно завышает свои способности в резюме.
Вместо встречи
На этой неделе в исследовательский холдинг Romir monitoring на должность административного директора принята Наталья Плотникова. Принята с испытательным сроком до трех месяцев — по правилам холдинга в ее трудовом договоре записано, что испытательный срок может быть прекращен в любое время. По словам Евгении Рубцовой, PR-менеджера компании, пройдет ли Плотникова испытания, неизвестно, однако новичку сразу же устроили экскурсию по компании, показали рабочие помещения и постарались представить максимальному количеству сотрудников. “Такой прием стал традицией, — рассказывает Рубцова. — Наталье подарили памятку с координатами всех ее коллег, ежедневник и фирменную кружку”. “По тому, как принимают новичков в России, компании делятся на две группы, — размышляет Александр Казаков, замгендиректора кадрового агентства Exclusive Personell. — Есть те, которые считают, что новому работнику нужно помочь войти в курс дела, назначить наставника, который бы курировал его работу и ему все объяснял, с тем чтобы новичок в кратчайшее время стал бы приносить компании прибыль. Но таких компаний сегодня на рынке единицы. Чаще всего испытательный срок в России проходит так: бросили человека, как котенка, в бизнес и смотрят — выживет или нет. Выживет — заплатим. Не выживет — будем испытывать нового”.
Собрание заблуждений
Самый распространенный миф о причинах “непрохождения” испытательного срока — инициатором всегда становится работодатель. “По моему опыту, — говорит Евстюхина из "Анкора", — примерно в половине подобных случаев инициативу проявляет работник”. Причин немало. “Совсем недавно предложенная нами компании женщина отказалась продолжать работу после окончания испытательного срока, поскольку в компании изменилась структура, а менеджер, который брал ее на работу, уволился”, — рассказывает она. Были случаи, когда работники вдруг получали грант на учебу или вид на жительство за рубежом, который ждали несколько лет, но “чаще бывает, что по ходу прохождения испытательного срока работник получает более выгодное предложение, после которого расторгает договор”.
Другой миф об испытательном сроке — уволить можно любого и за что угодно. Существует ряд причин, по которым увольнение за “непрохождение испытательного срока” может быть оспорено, отмечает Дмитрий Кофанов, консультант Центра профессионального развития NS Consulting. “В трудовом договоре должны быть четко проговорены испытания, которым подвергается работник в первые месяцы после зачисления в штат”, — отмечает Кофанов. В его практике был случай, когда человеку удалось выиграть дело в суде против работодателя только потому, что его попросили очистить помещение через два, а не через три месяца испытательного срока, как это было прописано в договоре. “В суде работодателю сказали: у человека есть еще месяц, чтобы проявить себя. Пусть доработает до конца — там будете решать”, — вспоминает он.
Со свистом
“Ответственность за прохождение испытательного срока в равной степени лежит как на работнике, так и на работодателе, — считает Вера Александрова, руководитель направления "Тестирование, оценка и аудит персонала" компании "Анкор". — Я бы посоветовала работодателю обеспечить плавное вхождение в коллектив нового сотрудника”. На ее взгляд, нужно обеспечить его элементарным справочником контактов с персоналом и коллегами, а еще лучше — приставить наставника, который бы помогал новичку освоиться в коллективе. Работнику же Александрова рекомендует не спешить активно заявлять о себе в коллективе. “Ты можешь быть балагуром и рассказывать анекдоты в курилке, но, если коллеги поймут, что ты не блестящий специалист, тебя не будут уважать, — считает она. — Поэтому лучше первым делом сконцентрироваться на решении рабочих задач, а уж потом — на акклиматизации в коллективе”.