Хорошая деловая репутация необходима современному менеджеру как воздух. Ведь блестящее реноме не только повышает «стоимость» специалиста, но и способствует успешному развитию его карьеры. На создание «прекрасного образа» уходят годы, на его разрушение – считанные минуты. Поэтому гораздо выгодней свою репутацию оберегать.
Репутация - сформировавшееся общественное мнение о качествах, достоинствах и недостатках человека. Другими словами, репутация - это то, что говорят о вас за вашей спиной.
В процессе работы с кандидатами мы знакомимся с их биографиями, наблюдаем за карьерными успехами и достижениями, сопереживаем неудачам и вместе изучаем причины и последствия их взлетов и падений. У каждого из них разные жизненные ценности и приоритеты. Кто-то стремится выгоднее "продать" себя и выставляет напоказ свои "достоинства", часто не имеющие реальной основы. При этом негативную информацию о себе он пытается скрыть. Не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда кандидат, пройдя несколько этапов интервью в компании, производил положительное впечатление с точки зрения своего профессионализма. Предстоял финальный этап - проверка рекомендаций с предыдущих мест работы. И тут-то обнаруживалось, что он успел неоднократно "подмочить" репутацию, например: не завершил проект, не выполнил взятые обязательства, коллеги отзываются о нем как о человеке непорядочном. Нередко в погоне за интересными предложениями менеджеры забывают о том, что на оценку их реальной "стоимости" на рынке труда влияют не только профессиональные знания и навыки, но и их бизнес-репутация. Более того, она становится все более значимым фактором оценки.
Так как же сформировать и, что самое главное, сохранить незапятнанную репутацию?
Тщательно обдумывайте предложения о работе.
Прежде чем переходить на новое место, соберите максимально полную информацию о компании-работодателе: ее репутации, перспективах развития, реальном состоянии дел, о ее владельцах. Выясните, какие ценности у этой организации и ее руководства, совпадают ли они с вашими жизненными приоритетами. Ведь репутация компании неизменно переносится на ее менеджмент. Получая заказ на поиск кандидатов, рекрутеры всегда выясняеют, сотрудников из каких компаний они не хотели бы видеть? И практически всегда клиент предоставляет "черный список". Помните, ваше реноме, тщательно выстраиваемое годами, может рухнуть в один день вместе с репутацией компании. Поэтому, рассматривая предложения о работе, стоит воспользоваться услугами хорошо зарекомендовавших себя рекрутинговых агентств. Они владеют необходимой информацией от внешних и внутренних источников. Кандидаты часто обращаются в агентство, чтобы обсудить поступившие предложения и выслушать экспертное мнение о репутации работодателя на рынке.
Оцените поставленные перед вами задачи
Прежде чем браться за реализацию поставленных задач, взвесьте собственные силы: соизмерима ли цель с вашими возможностями и предыдущим опытом. При этом не надо отказываться от амбициозных задач - решайте их! Но цель должна быть реальной. Если, например, вы - директор по продажам - беретесь увеличить объем продаж в 5 раз за год, хотя в настоящее время рынок падает, у компании нет необходимых ресурсов, а конкуренты ушли далеко вперед, то ваша решимость добиться успеха, будет выглядеть, мягко говоря, неуместно. В этом случае репутация непрофессионала вам обеспечена.
Всегда выполняйте взятые обязательства.
Если пообещали что-то сделать - делайте. Иначе вы приобретете репутацию непостоянного и ненадежного человека, который бросает слова на ветер. И, в конечном счете, вас перестанут воспринимать всерьез. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с ситуациями, когда, получив предложение от компании, кандидат обязуется выйти на работу и…не держит слово. Такие соискатели автоматически попадают в "черный список", и в дальнейшем мы уже не рекомендуем их нашим клиентам.
Не "кричите" о своих достижениях
Даже если вы добились значительных успехов в работе и именно благодаря вашему грамотному руководству компания вырвалась вперед, не стоит "выпячивать" свои заслуги. Ваш вклад в общее дело и так будет оценен по достоинству профессионалами. Несомненно, о своих личных достижениях нужно рассказывать, но при этом нельзя нивелировать роль коллег. Лучше говорить: "Я принял это решение, и МЫ добились результатов". Вы же не хотите завоевать репутацию хвастливого и нескромного человека?
Уходите вовремя.
Если вы проработали в компании достаточное время и достигли предела профессионального развития - пришло время уходить. Не "пересиживайте", иначе к вам приклеится ярлык "старого халата" и вы получите репутацию человека зашоренного, не способного на прорыв. Да и внутреннее состояние застоя не будет способствовать дальнейшему карьерному росту. Другая крайность - это слишком частая смена работы, когда на очередном месте человек задерживается не больше года. Репутация "летуна" помешает работодателю воспринимать его как специалиста, с которым можно построить долгосрочные взаимоотношения. Исключение составляют проектные менеджеры.
Уходите красиво.
Независимо от того, самостоятельно ли вы приняли решение об увольнении или руководство предложило вам расстаться, делайте это достойно. Разрыв деловых отношений - не повод для взаимных обвинений и претензий. Лучше спокойно обсудить то, что компания дала вам, а вы- ей, какие ошибки вы допустили и как их можно было избежать. Постарайтесь, чтобы "прощальный разговор" прошел конструктивно. Не стоит высказывать руководству все претензии и обиды, накопившиеся за время работы. Не "сжигайте мосты", ведь через какое-то время вы можете столкнуться по работе с теми, с кем некорректно расстались. Гораздо разумнее подвести итог совместного сотрудничества и заручиться положительными рекомендациями - их непременно попросит будущий работодатель.
"Не выносите сор из избы".
Если же расстаться по-хорошему не удалось, все равно не стоит занимать позицию обиженного и оскорбленного. Рассказывая всем, как несправедливо с вами обошлись, вы не заработаете дополнительных "очков" к репутации. Скорее наоборот, люди подумают, что, наверное, с вами неслучайно так поступили. Ну а если вы все же будете говорить о причине своего ухода, постарайтесь найти корректные объяснения действиям руководства, даже если вам они такими не показались.
Будьте до конца лояльны.
Если не можете сказать о своей бывшей компании ничего хорошего, постарайтесь ограничиться общими фразами, без негатива. Исключение составляет информация, которую вы предоставляете консультантам рекрутинговых агентств. Им лучше говорить правду. Опытные консультанты подскажут, как правильно донести до работодателя неоднозначные факты и как себя вести, чтобы репутация не пострадала.
Серьезные компании берут на себя обязательства о неразглашении информации, полученной от кандидатов, без их согласия. Начиная работу агентством, поинтересуйтесь, соблюдает ли оно этические принципы и какова его репутация. Ведь если компания не заботится о своем реноме, вряд ли она будет печься о вашем.
Не оставляйте незавершенных проектов.
Не уходите, пока не закончите начатые проекты. Столь ответственный "подход" укрепит вашу репутацию. Работодатели с уважением относятся к таким поступкам будущего сотрудника, ведь это говорит о том, что и с ними он поступит также. Значит, этому человеку можно доверять, он надежен и не подведет. Обязательно найдите или подготовьте себе преемника, введите его в курс дела. Оставьте свои координаты и новые контакты бывшим коллегам, чтобы при необходимости с вами всегда можно было связаться. Не отказывайте в помощи бывшим коллегам, естественно, в разумных пределах.
Будьте честны.
Сообщать ли руководству о том, что ищете работу? Это сложный вопрос, и однозначно правильного ответа на него не существует. Каждый решает сам. Но в любом случае ваша репутация не должна пострадать. Если вы ищите работу за спиной у руководства, назначайте встречи в нерабочее время. И, разумеется, сделайте так, чтобы поиски работы не повлияли на качество исполнения ваших обязанности. Если руководство в курсе, что вы подыскиваете новое место, стоит честно во всем признаться и объяснить причину молчания. Заверьте руководителя в том, что поиск работы не помешает завершить начатый проект. Это, конечно, не сделает вашу репутации более привлекательной, зато сохранит ее.
Умейте признавать свои ошибки.
Для сохранения реноме проще переложить груз ответственности на владельцев или руководителей бизнеса (не предоставили достаточных полномочий, поставили нереальную задачу, "сами не знают, чего хотят"), на коллег (всячески препятствовали реализации проекта), на подчиненных (не смогли выполнить поставленных задач; не обладают достаточной квалификацией). Но выгоднее признать свои промахи, чем сваливать ответственность на других. Такой поступок, несомненно, требует мужества. Но способность честно расписаться в своих ошибках и сделать соответствующие выводы поможет вам сохранить пострадавшую репутацию и "реабилитироваться" в профессиональных кругах. Не бойтесь рассказывать о своих ошибках. Чем спокойнее вы научитесь воспринимать эту ситуацию и открыто говорить о ней, тем легче вам будет объяснять причину неудачи другим. Важно сделать акцент на том, что вы учли промахи и извлекли из них определенный опыт. Более того, теперь вы сделаете все возможное, чтобы восстановить свою репутацию и вернуть доверие.
И в заключение еще несколько советов. Они очевидны, но почему-то некоторые люди пренебрегают ими, считая, что такие мелочи не смогут испортить мнение окружающих о них.
Проявляйте характер.
Уважайте окружающих.
Считайтесь с мнением других людей.
Учитывайте, какое впечатление вы производите на окружающих.
Умейте хранить доверенную вам конфиденциальную информацию.
Будьте пунктуальны.
Положительная бизнес-репутация дорого стоит. Поэтому надо постоянно укреплять и подтверждать ее, заботясь о том, чтобы позитивные представления о вас соответствовали действительности.