Минфин всерьез озаботился развитием web-сайтов и тем, как их создание и использование влияет на прибыль фирм. Специалисты финансового ведомства даже написали специальное письмо от 12 марта 2006 г. № 03-03-04/2/54. В нем они разъяснили бухгалтерам, когда можно считать сайт нематериальным активом, а когда – нет.
Что означает сайт для бухгалтера?
В последнее время в связи с развитием интернет-технологий основная масса компаний взялась за разработку своих сайтов. Грешат этим как крупные организации, так и небольшие фирмы. Казалось бы, какое отношение имеет web-страница к сотрудникам бухучета? Оказывается, самое непосредственное. Сайт в переводе на бухгалтерский язык означает нематериальный актив компании. Соответственно учет всех затрат, связанных с его созданием, дальнейшей эксплуатацией и тому подобным, ложится на плечи счетных работников. Мало создать страницу в интернете, необходимо ее правильно отразить в бухгалтерском учете фирмы, списать расходы. Более того, нужно еще доказать налоговому инспектору, что такие затраты имеют право уменьшить базу по налогу на прибыль.
Итак, что такое нематериальный актив? Какие требования предъявляет к нему Налоговый кодекс? В пункте 3 статьи 257 кодекса указано, что это интеллектуальная собственность или результаты интеллектуальной деятельности. Также это может быть исключительное право на такой объект. Это имущество обязательно должно участвовать в производстве продукции или служить для управленческих нужд организации. Кроме этого срок полезного использования у него должен быть не менее 12 месяцев. Обратите внимание, что еще одним основным критерием, на основании которого бухгалтер принимает решение, относить какой-либо объект к нематериальным активам или нет, будет его способность приносить экономическую выгоду.
Как это определить и доказать? Надо сказать, что не всегда бухгалтер ставит перед собой такие задачи, но это и не входит в его обязанности. Обосновывать должны экономисты и управленцы, важно поставить перед ними такую цель. Что делать, если в маленькой фирме, кроме бухгалтера, заниматься такими вопросами некому? Главное – доказать косвенную связь нематериального актива в виде сайта на процесс получения прибыли и развития компании. То есть, если на интернет-странице есть информация рекламного характера, ни у кого не вызовет сомнения ее влияние, например, на дальнейшее продвижение услуг фирмы на рынке.
Как посчитать стоимость
Для того чтобы учесть рассматриваемый объект в качестве нематериального актива, в бухгалтерии должны быть документы, подтверждающие сам факт его существования и обладания исключительными правами на него. Такими документами могут служить договор со сторонней организацией, которая выполнила работы по созданию сайта, патенты, охранные свидетельства и т. п. Кроме того, необходимо подтвердить оплату этих услуг (платежные поручения и др.).
Одним из определяющих моментов будет тот, каким образом у фирмы появилась страничка в интернете. Есть два варианта: ее создали своими силами или обращались к услугам другой компании. Так вот при первом варианте стоимость актива будет состоять из суммы фактических расходов на его создание. Также бухгалтер должен включить в нее затраты на оплату труда, патентов и пошлин. Кроме того, за сайтом нужно постоянно «ухаживать», то есть он требует специальной поддержки. Модернизация – тоже одно из обязательных условий его нормального функционирования. В связи с этим во многих фирмах в штате держат программиста, который занимается созданием и обновлением интернет-страницы. Это типичный случай, когда компания создает нематериальный актив своими силами.
Обратите внимание: при ситуации, когда разработкой сайта занимается штатный сотрудник и это входит в его обязанности по трудовому договору, исключительные права принадлежат работодателю. Это положение применяют «по умолчанию», то есть если в трудовом договоре не предусмотрено иное (ст. 12 закона от 23 сентября 1992 г. № 3523-1). Если сотрудник не владеет правами, он должен получать вознаграждение. Его размер и порядок выплаты должны быть прописаны в контракте (договоре) между работником и работодателем. Подчеркнем, что в таком случае нематериальный актив считают созданным полностью силами фирмы.
При другом варианте, когда фирма просто заказывает web-сайт специальной студии, первоначальную стоимость формируют расходы на его покупку и доведение до состояния, пригодного к использованию (за исключением НДС и акцизов). Требования к расходам определены в статье 252 Налогового кодекса. Они должны быть документально подтверждены и экономически оправданны.
Web-страница в ПБУ
Интернет-сайт отвечает практически всем условиям, которые установлены для него Положением по бухгалтерскому учету 14/2000 (утверждено приказом Минфина от 16 октября 2000 г. № 91н; полный текст ПБУ вы можете посмотреть в справочной правовой системе КонсультантПлюс):
у него отсутствует материально-вещественная структура;
его можно отделить от другого имущества фирмы (идентифицировать);
его используют в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд;
период времени, в течение которого его можно эксплуатировать, более 12 месяцев;
фирма не предполагает дальнейшую перепродажу имущества другой компании;
он способен приносить экономическую выгоду или доход в будущем.
Но существует еще одно требование, предъявляемое Положением по бухгалтерскому учету. Должны быть надлежаще оформленные документы, подтверждающие, что нематериальный актив существует. Именно отсутствие документов и становится в большинстве случаев препятствием для учета web-сайта в таком качестве.
По общему правилу стоимость активов погашают, начисляя амортизацию. Если бухгалтер находит все основания для признания интернет-страницы нематериальным активом, то он начинает его амортизировать в общем порядке (п. 15 и 16 ПБУ 14/2000).
Пример
ООО «Франко» решило создать свой интернет-сайт. Планируемый срок использования готового сайта – 5 лет. Расходы на его создание включают в себя: суммы, уплаченные за оформление макета сайта (в том числе НДС – 1180 руб.); программное обеспечение сайта, созданное сотрудниками организации, – 6225 руб. (зарплата и налоги на зарплату); амортизацию основных средств, участвующих в создании сайта (компьютер), – 500 руб.; регистрацию имени домена сайта – 1300 руб.
Бухгалтер должен сделать следующие проводки:
Дебет 08-5 Кредит 60
– 1000 руб. – учтены расходы на создание сайта;
Дебет 19-3 Кредит 60
– 180 руб. – учтен НДС по расходам;
Дебет 08-5 Кредит 70
– 5000 руб. – начислена зарплата сотрудникам, создавшим сайт;
Дебет 08-5 Кредит 69
– 1225 руб. – начислены ЕСН и взносы на социальное страхование с зарплаты сотрудников, занятых в создании сайта;
Дебет 08-5 Кредит 02
– 500 руб. – начислена амортизация по вычислительной технике, которую использовали при создании интернет-страницы;
Дебет 08-5 Кредит 60
– 1300 руб. – учтены расходы по регистрации доменного имени;
Дебет 04 Кредит 08
– 9025 руб. – сайт отражен в составе нематериальных активов;
Дебет 68-2 Кредит 19-3
– 180 руб. – принят к вычету НДС по расходам на создание сайта.
Начислять амортизацию нужно со следующего месяца после принятия нематериального актива к учету. Если фирма использует линейный способ, размер ежемесячного отчисления будет равен 150,42 руб. ( 9025 руб. : 5 лет : 12 мес.). Отразить это нужно следующим образом:
Дебет 44 (20, 26) Кредит 05
– 150,42 руб. – начислена амортизация по нематериальному активу.
Если исключительных прав нет
Есть варианты, при которых у фирмы может не быть исключительных прав на созданный программный комплекс. Все зависит от условий договора. Плюс ко всему если на сайте представлена рекламная информация о деятельности компании, то в этом случае затраты по его созданию нужно учитывать в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на рекламу. Нормированы они не будут, так как лимит в размере не более 1 процента от выручки установлен для тех видов рекламы, которая не указана в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса. Такой вид рекламы, как мероприятия, проводимые по телекоммуникационным сетям (в том числе объявления), в нем прописан отдельным абзацем. Соответственно ограничение затрат не предусмотрено, но только при наличии документов, оформленных в соответствии с законодательством.
В этом случае программный комплекс не будет нематериальным активом фирмы, так как исключительных прав на него она не приобретает. Учесть платежи по лицензионному договору за право пользования таким объектом чужой собственности (если они предусмотрены в виде периодических отчислений) нужно в том периоде, к которому они относятся. Если же по договору их перечисляют в течение нескольких отчетных периодов, то необходимо применить принцип равномерности. То есть распределить их равными долями на все время использования объекта по договору (п. 1 ст. 272 НК). Кстати, Налоговый кодекс такие периодические платежи также относит в разряд прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 37 п. 1 ст. 264 НК).
Ирина Денисенко, заместитель директора аудиторской компании «Финстатус»:
«Первоначальную стоимость сайтов, приобретенных за плату у сторонней организации, нужно определять как сумму фактических расходов на их покупку. Если фирма решит обновить, то есть модернизировать, уже созданный сайт, то бухгалтеру нужно иметь в виду, что ПБУ 14/2000 (п. 12) не предусматривает изменение первоначальной стоимости нематериальных активов, кроме случаев, установленных в законе.
В настоящее время в нормативных бухгалтерских документах нет положений о модернизации нематериальных активов. В такой ситуации улучшение интернет-страницы можно рассматривать как создание и принятие к учету нового объекта. Если же модернизация web-сайта по времени планируется вскоре после создания, то можно не торопиться с вводом его в эксплуатацию. То есть проще будет дождаться обновления и принять нематериальный актив к учету уже с расходами по улучшению».
Т. Бартенева