Елена Минаева, корреспондент «УНП»
Налоговики в очередной раз попытались доказать свое право на приобретение товаров (услуг) у проверяемых организаций и предпринимателей с целью контроля соблюдения законодательства о ККТ. Свою позицию ФНС России довела до нижестоящих налоговых органов письмом от 28.03.06 № ММ-6-06/332. Как выяснил корреспондент «УНП», массовых проверок за выходом этого документа не последует и аргументы, представленные в письме, можно поставить под сомнение.
В документе указано, что Федеральный закон от 22.05.03 № 54-ФЗ не содержит специальных форм осуществления фискальными работниками контроля за соблюдением налогоплательщиками требований этого закона. Поэтому и закупка товара, проведенная во время проверки применения законодательства о ККТ, не выходит за рамки полномочий налогового органа по контролю. Приводится арбитражная практика, подтверждающая правоту этого утверждения, - постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26.07.04 № Ф04-5024/2004 (А70-3099-27), ФАС Северо-Западного округа от 05.05.05 № А56-41328/04. Кроме того, по мнению налоговиков, закон не исключает возможности приобретать товары у проверяемой организации в личное пользование для собственных нужд.
Однако налоговики забывают, что существует иная арбитражная практика. Например, ФАС Дальневосточного округа указал, что закон о ККТ не наделяет налоговые органы правом самостоятельно проводить закупочные мероприятия, и вынес решение в пользу налогоплательщика (постановление от 18.10.05 № Ф03-А51/05-2/3258).
Чиновники отмечают, что после проверки контролеры должны предъявить представителю организации поручение налогового органа на проверку, служебное удостоверение. Но ведь, если документы представлены после приобретения товара, то закупка носит контрольный характер. Так как право фискалов на проведение такой закупки законодательством не предусмотрено, санкции, вынесенные по ее результатам, являются незаконными. Действия инспекции можно оспаривать в суде.